Мы встретились с новым главным тренером «Родины» Андреем Рушкиным на следующий день после заключительного матча регулярного чемпионата, в котором кировчане играли с хабаровским «СКА-Нефтяником». «Все еще прокручиваете в голове недавний матч?», - поинтересовался я у своего собеседника.
- Надо смотреть вперед, думать, что будет дальше. А то, что было вчера, надо забыть. Но сделать из этого правильные выводы. Поэтому отошел от матча достаточно быстро. Я и на пресс-конференции говорил, что надо много анализировать, посмотреть, кто нам нужен в команде. А от кого придется избавиться. Плохое слово «избавиться», но это спорт. Здесь по-другому не бывает, вещь достаточно жесткая. Тренеру приходиться принимать не самые популярные решения. Но что делать — без этого вперед пути нет.
- Не обидно, что сезон закончился так быстро? Казалось бы, только вчера начинали регулярный Чемпионат...
- Досадно, но что делать? Мы продолжаем тренировочный процесс. Попробуем провести пару товарищеских игр. Может быть, сыграем с ульяновской «Волгой» или сыктывкарским «Строителем». Они тоже не попали в плей-офф.
- Вы возглавили «Родину» за три тура до конца регулярного чемпионата. Как по мне, такое решение кажется весьма рискованным. Ведь команда к моменту вашего назначения уже точно не попадала в плей-офф, времени исправить турнирное положение практически не осталось, а период дозаявок давно завершен... Что сподвигло вас принять такое предложение?
- Когда я получил приглашение, я имею в виду, провести переговоры, я приехал сюда на один день. Мы встретились с председателем правительства Кировской области Александром Чуриным (курирует спорт — прим. ред.). И аргументы были таковы: я сейчас должен посмотреть на всех ребят, я должен четко понять, кто есть кто. И самое главное, сразу после моего назначения, мы начали думать о следующем сезоне. Думать, кем нам усилиться. Как это будет, строить планы на следующий год. Если бы я пришел после сезона, в апреле или мае, время могло бы быть упущено. Мне пошли навстречу, поняли меня. Думаю, мы сейчас в хорошей работе идем. Уже многое сделали, многое поняли. С кем-то из хоккеистов даже переговорили по следующему году. У большой группы хоккеистов «Родины» заканчиваются контракты. С ними нужно подписывать новые договоры, и ребята хотели понимать, кто будет главным тренером. И вот эта совокупность факторов и сподвигла меня принять «Родину» за три тура до окончания первого этапа Чемпионата России.
- В каком физическом состоянии находилась команда в момент вашего назначения?
- Не сказать, чтобы физическое состояние было феноменальным. Но ребята работали. Мы показали достойную игру в Казани. Местному «Динамо» не так просто далась победа над «Родиной» (4:1 — прим.). Вы, наверное, видели, что в матче против «Байкал-Энергии» мы проигрывали в первом тайме. Но даже проигрывая по счету, ребята из игры не выключились. В матче со «СКА-Нефтяником» мы тоже сыграли достойно, создали достаточное количество моментов. Повторюсь, я пробовал почти всех игроков, давал шанс, смотрел на них. Но работать надо много - над всеми компонентами. И над «физикой», и над тактикой.
- Каково с психологической точки зрения принять команду, которая идет на последнем месте в турнирной таблице?
- Тренерская работа такова, что ты бываешь в разных ситуациях. И ничего страшного в этом нет. Я понимал, что я принимаю команду на перспективу. Я был абсолютно спокоен. Многих людей я здесь знал. С Алексеем Бушуевым мы даже работали в «Зорком». С точки зрения психологии все нормально, спокойно и адекватно. Ребята приняли меня, как мне кажется, достаточно хорошо. Слушают внимательно и хотят двигаться вперед.
- В начале февраля вы отметили свой 50-летний юбилей. Примите поздравления с этой круглой датой. К юбилею вы дали интервью ульяновскому журналисту Максиму Скворцову. Отвечая на его вопрос о продолжении тренерской карьеры, вы сказали: «С клубами из нижней части турнирной таблицы поработать тоже интересно - где-то даже, может, придется начать с нуля, ничего страшного в этом нет». С «Родиной» тоже пришлось начинать с нуля?
- С нуля кировская «Родина» начинала в прошлом году. Здесь уже есть игроки, которые много чего умеют. Но немножко нужно что-то подправить, что-то исправить, что-то добавить. И тогда получится неплохая команда, которая, скорее всего, будет и дальше усиливаться и расти. Киров — регион хоккейный. Здесь все есть для того, чтобы хоккей развивался — и история, и болельщики.
- Кстати, о хоккейных регионах. До середины декабря 2019 года вы работали главным тренером «Байкал-Энергии». Иркутск традиционно считается одним из центров хоккея с мячом. С чем, на ваш взгляд, связано серьёзное падение посещаемости матчей «Байкал-Энергии» и в целом матчей чемпионата?
- Это очень сложный вопрос. Здесь, наверное, целый комплекс проблем. Нельзя назвать одну причину. Можно сказать, что трансляции в интернете отбирают какую-то часть болельщиков (которые не приходят на стадион, а смотрят хоккей по телевизору — прим. ред.). Уровень Чемпионата стал ниже? Наверное, да. Еще 5-6 лет назад, когда команды финансировались достаточно неплохо, когда не было кризиса, в Суперлиге играла практически вся сборная Швеции. Это очень сильно поднимало уровень всего Чемпионата. Народ ходил. Уехали они и что-то стало совсем печально. Думаю, что через какой-то промежуток времени народ опять пойдет на трибуны. Может мы опять начнем кого-то приглашать и усиливать свой Чемпионат... Может, формула его проведения будет другой. И эта формула будет интереснее для болельщиков. Причин падения посещаемости много. Не могу выделить какую-то одну.
- А на что болельщик больше пойдет — на идущие вверх результаты команды или на комфортные условия, такие как крытый стадион?
- Нельзя сказать, что крытый стадион решает все вопросы. На примере красноярского «Енисея» мы видим, что на игры высокого уровня с хабаровским «СКА-Нефтяником» или московским «Динамо» народ приходит. Как только приезжает команда уровня чуть ниже, народ не приходит, и мы видим полупустые трибуны. Очень сложно сейчас собрать полные трибуны. Мы должны подавать такой продукт, на который люди хотели бы идти. Причем идти семьями. Должен быть комплекс — и наличие крытого ледового дворца, и качество хоккея. Плюс организованное питание. Много нужно сделать для того, чтобы народ пошел. Крытые ледовые дворцы, конечно, в приоритете. Но и на открытом воздухе в Кирове еще несколько лет назад ходили 5-7 тысяч человек. Мне очень хочется вернуть кировских болельщиков на трибуны. Чтобы они болели за команду не только тогда, когда она занимает высокие места, но и когда у нее тяжелые времена, но она борется и отдает все силы. Думаю, на следующий год мы сделаем все возможное, чтобы народа на трибунах было больше.
- Вы уже сказали, что часть болельщиков остаются смотреть хоккей дома. А как же тогда Англия, Германия, ведущие футбольные чемпионаты? Там на игры ходят полные стадионы.
- Дело в том, что группа болельщиков хоккея с мячом не такая большая, как футбольная. Если в футболе по телевизору матч смотрят 10-20%, это не так ощущается, как в хоккее с мячом.
- Не кажется ли вам, что болельщик в хоккее с мячом «постарел»? Молодежи на трибунах не так много...
- Это одна из проблем. Болельщики с большим опытом, которые ходили на хоккей с 90-х годов, стали совсем взрослыми. А молодежь неохотно приходит. Это мягко сказано — неохотно. Я практически не вижу молодых людей на трибунах, которые хотели бы посещать хоккей с мячом.
- Позвольте привести пример из своей жизни. Учась в школе, я уходил с уроков и шел на хоккей. Мне кажется, сейчас такие случаи редки
- Соглашусь...
- А в какой хоккей будет играть «Родина» под вашим руководством? Он будет атакующим или оборонительным?
- Нельзя сказать, что он будет каким-то определенным и неизменным. Тот же матч со «СКА-Нефтяником» показал, что в какой-то промежуток времени мы атакуем, в какой-то промежуток мы обороняемся. Хоккей должен быть современным. У «Родины» есть свои нюансы в игре. Выдавать их не буду, но они есть. Мы не будем их убирать и отказываться от них. Мы же с вами смотрим Лигу чемпионов. Посмотрите на матчи 10-летней давности. Это два абсолютно разных вида спорта. Может, через 10 лет, будем смеяться над сегодняшним хоккеем.
- Вы сами играли в хоккей в 90-е, тренировали в «нулевые» и «десятые». Как изменился хоккей за последние 20-25 лет? А перед глазами был пример вашего отца, чемпиона мира Анатолия Григорьевича Рушкина. Часто приходится слышать фразу, что «хоккей уже не тот...». Согласны с ней? Часто приходится слышать от болельщиков, что команды прошлых лет сейчас бы обыграла нынешнюю...
- Очень много раз слышал эту точку зрения. Это просто ностальгия болельщиков. Считаю, что современные команды легко обыграли бы команды прошлых лет. Но это мое мнение и это не истина в последней инстанции. Мы не можем проверить эту гипотезу.
- За то время, что вы являетесь главным тренером «Родины», внести существенные коррективы в игру, наверное, нельзя. Однако некоторые изменения все же есть. Я заметил изменения на позиции последнего защитника, бортовика и нападающего. А некоторые игроки и вовсе выпали из обоймы...
- Позиции менял. Кого-то выпускал, кого-то нет. У меня есть свое видение игры, и я его придерживаюсь. Например, меняя позицию для Кирилла Бармина, я смотрю, что он может. Он был защитником, потом я его вперед выпустил. Олега Пивоварова ставил на борт. Пробую разные варианты, смотрю. У меня не будет больше возможностей проверить игроков. Я сказал про товарищеские игры. А может быть, их не будет. Но мне нужно уже сейчас посмотреть кто и на что способен.
- В продолжение темы ротации состава. Полевым игрокам вы меняете позиции, но позиция вратаря остается незыблемой. В вашей команде всегда есть «первый номер» на позиции вратаря?
- В принципе, «первый номер», должен быть. Но в какой-то промежуток времени, когда вратарь устает не только физически, но и психологически, он тоже человек, роль второго вратаря очень велика. Он должен быть не хуже первого, он должен так же выручать, как и первый вратарь. Считаю, что первый вратарь должен чувствовать, что он первый. Он должен чувствовать доверие тренера. А тренер должен чувствовать, что вот сегодня вратарь выдал такой матч, а завтра потратил много эмоций и все может быть по-другому. А значит второй вратарь должен быть готов всегда.
- Одно дело быть вратарем в команде, которая замыкает турнирную таблицу и совсем другое дело быть первым в команде, которая идет в группе лидеров...
- Это абсолютно не так. Если вратарь хорошего уровня, то он будет выручать свою команду. Вратарь — позиция очень специфичная.
- Сколько нужно времени, чтобы построить боеспособную команду, которая в перспективе сможет побороться за медали Суперлиги? Хватит ли на это одного-единственного полного сезона, или для достижения такой задачи требуется больше времени?
- Одного сезона, конечно, не хватит. Любой тренер скажет: для того, чтобы создать боеспособную команду, которая будет достаточно высоко, нужны люди. Нельзя взять 18-летних мальчишек, потренировать их два года и вырастить их в больших мастеров. К ним нужно «прикреплять» опытных, хороших хоккеистов. Хороший пример — нынешний «СКА-Нефтяник». У них есть группа игроков очень высокого класса. И есть молодые мальчишки. Кто-то мне может сказать: смотрите, как прибавил один, другой, третий, пятый из молодых. Но вы попробуйте их без игроков высокого уровня. Уберите их и дайте им сыграть одну игру. И будет все в «обратку». Потому что без игроков высокого уровня молодые ребята не будут расти. Чудес не бывает.
- Вы — всего третий иногородний главный тренер у руля «Родины».
- А кто первые два? - сразу интересуется Андрей Рушкин.
- Александр Савченко и Сергей Фирсов. Сможет ли этот факт наложить определенный отпечаток на вашу работу в Кирове?
- Не хотелось бы. Не вижу здесь ничего такого. Мы разговаривали с ребятами и тренерами, которые остались в команде. Они все согласны, что в данной ситуации «Родине» нужен был тренер извне, чтобы дать команде некий толчок. Я не подписал контракт на 10 лет. Я подписал контракт на год. Руководство команды хочет меня посмотреть. Может, за этот год я что-то дам команде, а те тренеры, которые рядом со мной, получат новые знания. Не подобает команде «Родина» быть на крайних местах в турнирной таблице.
- Для «Родины» официальный сезон закончен. Какие планы на ближайшие месяцы?
- Лед на стадионе «Родина» растает ближе к апрелю. Весь апрель и май мы будем заниматься физподготовкой. Не будем останавливаться. Нам нужно многое сделать, выполнить большой объем работы, чтобы в определенном физическом состоянии выйти из отпуска и провести базовый сбор. Не скажу, что для ребят будет отпуск как таковой. Я дам каждому определенные задания. И после выхода из отпуска мы проведем углубленное медицинское обследование. Если кто-то не понимает, то УМО покажет, кто и что делал или не делал в отпуске. И я сделаю определенные выводы.
- В вашем «Зорком» был интересный опыт, когда вы приглашали молодых перспективных игроков из других городов, создавали им условия и доводили до определенного уровня. Эта схема, на ваш, взгляд, себя оправдала?
- Конечно, оправдала. Очень много игроков из той команды играют на высоком уровне до сих пор. И когда в «Зорком» настали финансовые проблемы, уехали все шведы (речь о периоде 2009-2010 гг. - прим. ред.), мы большой группой перешли из второй команды в основной «Зоркий». И вот этим составом, где были 9 опытных игроков и 11-12 молодых ребят, мы заняли второе место.
- В финал ваш «Зоркий» вышел и в сезоне 2012/2013 гг. Чего, на ваш взгляд, не хватило для победы в Чемпионате России?
- Сложно сказать. Этот вопрос я задаю себе очень часто. Не хватило каких-то миллиметров. В сезоне 09/10, когда мы играли в финале, мы не могли претендовать на победу. Мы не были готовы к большим свершениям. В то время московское «Динамо» было намного сильнее. А вот финал в Кирове в 2013 году, когда мы проиграли 2:3... Очень обидно, да.
- Известный советский футбольный тренер Виктор Маслов однажды сказал «Покажите мне вашу полузащиту, и я скажу, что у вас за команда». Качество полузащитников по-прежнему определяет класс команды? И применимо ли такое выражение к хоккею с мячом?
- Конечно. Полузащита — это главное. Но сегодня современный хоккей подразумевает, что атакует и обороняется команда практически всеми игроками, которые есть на поле. Бортовики это те же крайние нападающие. Полузащитники, которые раздают передачи, сами могут атаковать. Нападающие, которые открываются и делают большой объем работы. Но как только мы теряем мяч, мы начинаем обороняться всей командой — от первого нападающего до последнего защитника. Что касается полузащитников, это мозг команды, ее мотор. От них идет тактика, понимание, куда направить атаку, как она должна развиваться.
- Согласны с высказыванием, что хоккей с мячом — большая деревня, где все друг про друга всё знают?
- Так можно сказать про любой вид спорта. Даже про российский футбол. Там 16 команд, и все знают друг друга. У нас тоже самое.
- Можно ли в таких условиях чем-то удивить соперника?
- Не так просто это сделать. Но если вы внимательно смотрели матч против «Байкал-Энергии», мы попытались играть агрессивно первые 10-15 минут. Это другая схема. Не уверен, что у «Родины» в этом сезоне была игра, в которой она бы агрессивно начинала матч. Мы попробовали. Что-то получилось. Надо варьировать в следующем сезоне несколько тактических схем. С одной командой играть так, с другой — иначе.
- Куда движется русский хоккей? Можно ли назвать сегодняшнее положение стагнацией?
- Сложно сказать... Точно напрашиваются какие-то турниры, которые будут привлекать внимание на высшем уровне. Но нужно отметить работу в направлении развития детского хоккея. Открывая сайт федерации хоккея с мячом России, я вижу, что проходит много турниров — детских, юношеских, играет Высшая лига. Опять же, все упирается в финансы. Наш вид спорта финансово не сильно обеспечен. Мы понимаем, что нужно что-то делать, но все упирается в деньги. Как у нас, так и у шведов. А вот что сделать... Вот здесь вопрос.
- От дел внутрироссийских — к вопросам международным. В последние годы чемпионаты мира среди мужских команд проводятся в основном в России. Шведы, финны и норвежцы не хотят брать их по экономическим причинам или не только?
- Финны и норвежцы забыли, как это — принимать Чемпионат мира у себя. Любой чемпионат мира подразумевает траты, траты региона, где он проходит. Это и строительства или подготовка дворца, это гостиницы, автобусы. Наслаивается много чего. И все это выливается в копеечку. Если шведы еще принимают у себя Чемпионаты мира, то у финнов и норвежцев местные федерации развиты не так сильно. И найти спонсоров сложнее.
- Им легче заплатить за билеты, питание и проживание на территории России, чем принять Чемпионат мира у себя.
- Что-то в этом роде. Это все не очень хорошо. Хотелось, чтобы был некий график проведения Чемпионатов мира. Один год Россия, потом Швеция, Финляндия, Норвегия. И так по кругу. Для развития хоккея это точно было бы лучше. Почему финский или норвежский болельщик не может увидеть свою сборную на Чемпионатах мира воочию? Может, это привлечет детей, даст толчок для развития.
- Традиционный для хоккейного сезона вопрос: когда нужно проводить чемпионаты мира — в январе-феврале или в конце сезона? И с какой периодичностью?
Сложно сказать. Мы определяем чемпиона мира на сегодняшний день раз в год. Это плохо? Да вроде бы неплохо. Размывается значимость? По сути Чемпионат мира не может быть незначимым. Для нашего вида спорта Чемпионат мира это событие. Кто-то скажет, давайте проводить ЧМ раз в два года, увеличим значимость. Не знаю... Хоккеисты, наверное, скажут, что у них появляется шанс каждый год готовить себя. Мне больше нравится, когда Чемпионат мира проходит в конце сезона. Все внутренние чемпионаты уже прошли. Хотя с другой стороны, есть кандидат в сборную, чья команда проиграла в четвертьфинале. Что ему делать? Команда больше не играет. С точки зрения примерно одинаковых физических кондиций Чемпионат мира в середине сезона, наверное, лучше.
- Кто, по вашему мнению, станет чемпионом России и Швеции?
- Фавориты сезона в России — «СКА-Нефтяник» и «Енисей». Две эти команды посильнее остальных. Рядом - «Водник», московское «Динамо». Плюс «Динамо-Казань» пытается что-то сделать. Что касается шведской Элитсерии, то я давно сказал, что фаворит - «Эдсбюн». Мы эту тему обсуждали месяца 3-4 назад с Михаилом Юрьевым, главным тренером «СКА-Нефтяника». Встретились с ним в аэропорту и заговорили о шведском чемпионате. Еще тогда я сказал, что «Эдсбюн» - фаворит. Хотя на первом месте тогда шла «Вилла». А Михаил Юрьев называл фаворитом именно «Виллу». «Болльнес» и «Сандвикен» не считаю большими фаворитами, пусть и «Болльнес» является действующим обладателем Кубка мира. Ведь Кубок мира — это отдельная история.
Новости из мира хоккея с мячом читайте на нашей отдельной вкладке.
Беседовал главный редактор портала «Первоисточник» Антон Погудин.