Игорь Васильев: "Всем губернаторам советую завести себе подшефный класс"

Будущее России обеспечат две основополагающих отрасли - образование и здравоохранение, считает губернатор Кировской области Игорь Васильев, возглавляющий комиссию при Госсовете РФ по направлению "Образование". О задачах и планах в сфере образования, об отношении к ЕГЭ, дистанционному обучению и безопасности в школах глава региона рассказал "Интерфаксу".

- Игорь Владимирович, возглавляемая вами комиссия подготовила доклад к заседанию Госсовета по образованию, который будет представлен главе государства. О чем на этот раз пойдет речь?

- Доклад охватывает все сферы общего образования: это и вопросы подготовки кадров для реального сектора экономики, и вопросы обновления материально-технической базы учебных учреждений, цифровизации образовательного пространства, повышения компетенции педагогов, ликвидации кадрового дефицита, особенно в сельской местности и многие другие.

Я абсолютно убежден, что будущее нашей страны обеспечат две сферы - это образование и здравоохранение. Каким мы видим следующее поколение? Умным и здоровым. Поэтому образована соответствующая комиссия при Госсовете РФ, который возглавляет президент, в нее входят представители министерства просвещения, множество экспертов - из Высшей школы экономики из МГУ и других российских университетов, ряд губернаторов, которые могут и хотят заниматься этим.

- Комиссия работает уже на протяжении двух с половиной лет, каковы достижения?

- Очень многие вопросы, которые вначале были проблемными, сейчас переходят в разряд лучших практик. Например, два с половиной года назад не было организовано горячее питание в школах, бесплатное для детей с первого по четвертый класс. Большая работа была проделана, появилась необходимая инфраструктура, финансирование выделено и доводится вовремя до регионов, дети получают здоровое питание. Вот пример вопроса, который перешел в разряд лучших практик.

Еще пример: у регионов появилась возможность направлять средства от реструктуризации бюджета на создание образовательной инфраструктуры. Причем не только на строительство новых объектов, но и на капремонт. Особенно это актуально там, где нет возможности выделять новые земельные участки, а необходимо модернизировать уже существующее образовательное учреждение.

Тема сегодняшнего обсуждения: новые школы. В последние десять лет, благодаря активной демографической политике, численность школьников начала расти. Пик ожидается в 2024-2025 годах, значит, необходимо школы строить. Вот вопрос: а какие именно? Решение требует с одной стороны денег, с другой - новых подходов. Я как губернатор, как руководитель рабочей группы Госсовета поддерживаю строительство школ полного дня.

Вот пример: город Омутнинск Кировской области, где живет 15-20 тысяч человек, практически все члены каждой семьи работают на одном градообразующем предприятии. Предприятие модернизируется, там необходимы высококвалифицированные кадры, но чем выше уровень образованности людей, тем выше их требования к окружающей действительности. Если кого-то отправят на учебу, он с большой вероятностью не вернется. Почему? Мало возможностей применить себя помимо работы.

Я абсолютно уверен, что школа нового типа должна представлять собой учебно-культурно-просветительский центр. Должно быть небольшое образовательно ядро, современные, по последнему слову оборудованные классы. Но к этому - настоящий спортивный зал, настоящий концертный зал, настоящий бассейн и настоящая хорошая современная библиотека. Тогда дети смогут прийти заниматься в школу полного дня.

Это не то, что у нас раньше называлось "продленкой": когда кто-то плохо учился, его "на продленку" оставляли. Это возможность прийти утром в школу и целый день там провести, занимаясь образованием, спортом, дополнительным образованием. Если понадобится, там старшеклассники-волонтеры могут помочь младшим и уроки сделать.

Родители учеников тоже вечером смогут прийти и найти себе занятие: спорт, концерт приглашенных музыкантов, театральная студия, библиотека. Школа полного дня станет центром социально-культурно-спортивной жизни, чтобы все население имело возможность пользоваться ее ресурсами.

При таком подходе сельская школа может стать единым фундаментом для сборки средств национальных проектов "Демография", "Образование" и "Развитие сельских территорий", сейчас средства находятся в разных министерствах и ведомствах, выделяются по разным программам.

Задача регионов - чтобы инфраструктура соответствовала времени, работали программы по привлечению молодых специалистов, в том числе в малые города, и чтобы ребята, которые хорошо учатся, видели вокруг себя условия жизни, от которых не захочется бежать в другие города. Нельзя заставить их остаться, но можно создать условия.

Другое направление очень важное – это подготовка педагогических кадров, их трудоустройство, профессиональный рост, достойные заработные платы, об этом речь и пойдет на Госсовете.

- При подготовке ваших предложений вы интересуетесь мнением педагогов. Они чего хотят в первую очередь?

- В общем, того же, чего хотим мы все: работы, заработной платы, достойного отношения в обществе. Одна из задач – повышение престижа педагогической профессии. Вот какой вы последний фильм можете вспомнить про учителя? Правильно, "Доживем до понедельника". Так это шестидесятые годы!

- Как конкретно вы предлагаете решать задачу повышения престижа профессии? Ну, кроме того, чтобы снимать хорошие фильмы.

- Очень важно, чтобы в обществе было уважительное к учителю отношение. В современном мире подменены понятия: тиктокер, блогер - популярные люди, у них миллионы подписчиков, почему-то это предмет гордости. Юрист, банкир говорят о своей работе с гордостью. А на самом деле гордо должна звучать фраза: "Я работаю в школе".

Чтобы переломить это, требуется большая, серьезная системная работа. Надо осознать, что тиктокер, блогер и банкир где-то учились читать и писать. Если у них что-то заболит, они не к другому тиктокеру прибегут, а к врачу, и желательно, чтоб этот врач был с хорошим образованием. То же самое и про учителя.

Вот смотрите: сколько-то лет назад был в ходу термин "образовательная услуга". Какая услуга? Это значит, что ее можно покупать, а можно не покупать?

- Но это же официальная формулировка, получается, такова позиция государства.

- Необходимость отхода от такого отношения к образованию стала очевидной. Потому что ключевое слово здесь - воспитание, это сложный термин, который предполагает, что воспитывать могут те, к кому существует высочайшее доверие общества.

И на этом долгом пути установления такого доверия нужно сделать большое количество маленьких шагов: школа должна быть красивой, рабочее место учителя удобным, зарплата достойной, есть майские указы президента на этот счет, профессиональный уровень – непрерывно растущим, цифровые современные платформы должны этому помогать.

Надо, чтобы в профессию приходили люди заинтересованные, а подготовка педагогических кадров велась в профильных вузах. Необходимо восстановление отрасли, потому что у нас за последние годы 69 педагогических вузов прекратили существование. В Кировской области был один из них – и его не стало, влился в Вятский опорный университет факультетом.

У нас педагогические кадры стареют, очень много учителей предпенсионного возраста. И очередь в сельских малокомплектных школах на преподавание физики не стоит. Это все тоже обсуждает комиссия.

- Не забудем о том, что образование в нашей стране - это не только школы, есть дошкольная ступень, среднее профобразование, высшее образование, наконец. Какие предложения вносит комиссия Госсовета по этим направлениям?

- В рамках комиссии созданы две рабочие группы по направлениям "Воспитание" и "Среднее профессиональное образование". Дошкольному образованию отведен отдельный раздел в докладе с проблемными вопросами и предложениями по их решению.

Среднее профессиональное образование, СПО - очень важное направление. Если дети принимают для себя решение получить рабочую профессию, качество их знаний должно быть таким же, как в 9-11 классах общеобразовательной школы. Если человек, получивший уважаемую профессию сварщика, которая приносит ему гарантированный доход, захочет учиться дальше на инженера, у него должны быть равные возможности. И мы обсуждаем, как это сделать.

Мы восстанавливаем систему СПО, и здесь множество нюансов. В том же Омутнинске, к примеру, на металлургическом заводе пять тысяч рабочих мест - в основном для мужчин. А им же надо семьи создавать. В Советском Союзе этот вопрос решался мудро: в Омутнинске существовало два медицинских колледжа, куда со всей страны приезжали девчонки, там же и оставались. В 90-е годы колледжи зачем-то закрыли.

- Не много ли было медсестер для одного небольшого Омутнинска?

- Нормально! На комбинате работали 24 тысячи человек. Мы взяли и в прошлом году открыли медучилище заново. С заводом договорились, он помог деньгами, сделали хороший ремонт, пригласили специалистов. Сегодня триста человек вновь учатся.

- Профобразование – оно ведь требует хорошей материальной базы, современной.

- Совершенно верно. На минувшей неделе вопрос этот вновь рассматривали. Могу сказать, что федеральным проектом "Молодые профессионалы" до 2024 года предусмотрено выделение 54 млрд рублей, в том числе на обновление материально-технической базы – 30 млрд рублей.

Важно обеспечить максимальное приближение профессиональных образовательных организаций к реальному сектору экономики на системной основе.

В Советском Союзе подготовка рабочих кадров, СПО - это была ведомственная история, министерству машиностроения принадлежал завод и внутри этого завода было среднее профессиональное училище. Эта система разрушена.

Сегодня правительство разрабатывает так называемую фронтальную стратегию, один из вопросов которой – как увязать с профобразованием промышленные предприятия по всей стране. Одна из задач: стимулирование крупных предприятий к финансированию базы СПО, разные модели обсуждаются. Один из вариантов – чтобы предприятия могли размещать заказы. Если мы вкладываем деньги в профобразование и ставим для обучения хорошее оборудование, то, что сейчас производится в цехах, могло бы делаться на учебном производстве. Да, возникает вопрос качества. Но ведь и учить надо так, чтобы по окончании выпускника сразу можно было взять на работу.

Мы выступили с предложением запустить в отдельных регионах пилотный проект по формированию цифровой платформы прогнозирования конъюнктуры рынка труда, создав возможность подключения к этой платформе всех желающих работодателей.

- В области высшего образования что предлагает комиссия?

- Многое. Я, к примеру, сделал предложение обсудить прикладной бакалавриат. Это практически то же, что втузы – были в советское время высшие учебные технические заведения при предприятиях, когда люди могли, работая, одновременно получать образование. Для этого сейчас нужно открывать филиалы технических вузов на предприятиях – там, где это действительно возможно. Но, конечно, вы правы, и начинать надо с материально-технической базы.

- Все чаще звучат предложения об отмене ЕГЭ. Как вы к ним относитесь?

- Существует несколько моделей оценки знаний, ЕГЭ - одна из них. Раньше были вступительные экзамены в вузы, сейчас это экзамены "выступительные" - выпускные.

Плюсы в том, что почти на 100% исключены коррупционная составляющая и "фактор родителей" - когда поступление в высшие учебные заведения превращается в соревнование не детей и их способностей и знаний, а родителей и их возможностей.

Есть, наверное, минусы, говорят о длительности подготовки к ЕГЭ, необходимости "натаскивать" учеников на вопросы тестов. Но в целом система оценки знаний должна все время совершенствоваться, и мы в какой-то момент перешли к "болонской системе" - бакалавриату и ЕГЭ, которая существовала во многих других странах. Ничего плохого в этом нет.

- Что вы думаете о дистанционном образовании?

- Что это направление должно развиваться.

Вот смотрите: у нас случилась пандемия, локдаун, все перешли на дистанционное образование, и Кировская область оказалась одной из немногих, имеющих в этом опыт. Потому что здесь уже с 2009 года существовал центр дистанционного образования. Всегда же есть дети, которые в силу разных причин не могут выйти из дома. Есть села отдаленные, в которых нет качественного преподавателя физики, химии. В регионе был такой руководитель образования – Анатолий Михайлович Чурин, ему пришла в голову эта идея "дистанционки", и он ее реализовал.

И неожиданно наше региональное образование оказалось готово к локдауну, потому что у нас преподаватели и до этого снимали хорошие ролики, виртуальные уроки.

Да, поначалу, с ростом нагрузки не хватило скорости интернета, не хватало где-то компьютеров, планшетов, но это мы быстро решили.

Разумеется, дистанционное образование не заменит настоящее обучение никогда и нигде. Это же дети, живое общение необходимо. Но дистанционное образование сейчас тоже серьезный инструмент. Стало очевидно, что оно дает доступ к самым лучшим образовательным кадрам. Человеку из Стэнфордского университета "приехать в Киров" – ровно дойти до камеры и прочитать лекцию. Вот это никуда не должно уйти.

Но, повторю, это никогда не заменит живого общения. Знаю это по себе: у меня есть подшефный класс. Всем губернаторам советую, так и напишите, завести себе подшефный класс.

- Как это произошло, что вы взяли шефство над школьниками?

- Мы в области за три года построили три школы и 24 детских садика, никогда такого количества не строили. Открывая одну из школ, я подумал, что надо к празднику не тетрадки купить, как мне предложили, а я буду к ним приезжать раз в месяц и водить их в музей, цирк, зоопарк, космический центр. Будем на 8 марта и 23 февраля рисовать большую открытку для их родителей.

Я вижу, как они растут! Уже пойдут в четвертый класс. В первом классе они отвлекались на экскурсиях, играли, а теперь стали такие… осознанные. Недавно ходили с ними на выставку про Александра Невского, так они все подготовились, прочитали, кто это такой, как связан с городом. Они ждут этих встреч! И я сам жду. И готовлюсь.

Шефство не в том, чтобы всем купить по авторучке, с этим они, думаю, сами справляются, а в том, чтобы сделать ребятам хорошую образовательную программу помимо школы.

И важно, что ты своими глазами видишь, какие есть проблемы, с учителями знакомишься, они рассказывают, как живет школа на самом деле. Вот в этом смысле я бы советовал всем взять по подшефному классу.

- Из чего, по-вашему, должна складываться оценка труда педагога?

- В конечном итоге – из успехов его учеников, на мой взгляд. Только из этого: как ты можешь научить, чего добились твои выпускники, ведь это же цель, правда?

- Добились в каком смысле? Хорошо написали ЕГЭ? Или поступили в престижные вузы? Или вдруг кто-то получил Нобелевскую премию?

- Не все поступают в вузы, кто-то выбирает рабочие профессии, работает в родном колхозе, и они нужны стране.

На самом деле для оценки педагога необходим интегральный критерий, существуют квалификационные экзамены для учителей, есть соответствующие требования, но самая главная оценка, та, которую, наверное, жизнь выставляет, – оценка поиска и развития талантов. Тут и участие учеников в олимпиадах, их победы и многое другое.

Это очень тонкая такая история: успешность детей, успешность школы, преодоление неуспешности.

Сейчас была мировая олимпиада по физике, там разыгрывались восемь золотых медалей. Ну, как вы думаете, куда они все ушли? Все восемь – в Россию.

- После трагедии в казанской гимназии вновь остро встал вопрос безопасности детей в школе. Обсуждается ли он на вашей комиссии?

– Только что обсуждался. Мнения разные. Наверное, есть необходимость пересмотра правил обращения с оружием, есть необходимость более серьезного технического оснащения: видеонаблюдение, тревожные кнопки. Вопрос обеспечения безопасности российских школ силами Росгвардии будет рассматриваться комиссией. Но самое главное это все-таки обратная связь и неравнодушие людей.

Ведь этот человек в Казани шел по городу, с ружьем, в маске, всех приветствовал, это все записалось, и никто не обратил внимания. Человек общался, в том числе с педагогами, писал что-то в соцсети. Это все надо мониторить, в рамках закона, конечно, но наблюдать, фиксировать и принимать профилактические меры.

Такого рода солидарность общества по отношению к подобным явлениям важнее любых заслонов физических, которые можно преодолеть. Человека можно предупредить, свернуть с опасного пути.

Это ни в коем случае не "стукачество", это именно неравнодушное отношение. Профилактические мероприятия, грамотные специалисты-психологи, возможно, цифровая платформа психологической помощи в школах – вот это очень важно.

У нас в медицине уже действует искусственный интеллект, это же простая вещь: пациент "оцифровывается", в карточку заносятся все его данные, диагнозы, назначенное лечение, и по прошествии времени по накопленному эффекту видно, есть ли результат, как надо лечение скорректировать. То же самое можно применять в области психологии. Чтобы реагировать по накопленному эффекту и не наказать человека, а увести его в правильную сторону, дать ему альтернативу.

- Могут ли быть какие-то новшества введены на каждой из ступеней образования к началу учебного года?

- Думаю, это не та сфера, где нужно все менять революционным путем. Все-таки многие вещи здесь инерционные, это огромные коллективы, педагоги – люди в правильном смысле чуть консервативные.

Наверное, мы будем поэтапно вводить какие-то истории. Но ничего революционного в сфере образования не надо.

В первую очередь мы будем много строить: 1300 школ в ближайшие три года появится, для этого, в частности, разработан инструмент государственно-частного партнерства – ГЧП. Сюда и ВЭБ вошел, и Сбер, и издательство "Просвещение", и министерство просвещения, и регионы. Механизм ГЧП проработан, это в послании президента прозвучало, и первая школа строится в Нижнем Новгороде. Мы приедем ее открывать. Пока предполагается, что заседание Госсовета по теме "Образование" будет в этой школе в начале сентября или в конце августа – по мере готовности.

- В Кировской области какие планы по возведению школ?

- У нас впереди еще три школы общей мощностью под 4 тысячи мест.

Хотим сделать в центральной части города на территории бывшего военного училища образовательный городок: несколько школ с объединенной инфраструктурой – стадион, бассейн, спортзал, кинотеатр, концертный зал один на всех. Предполагаем, что как раз будет использоваться механизм ГЧП.

В ближайших планах - открытие филиала "Сириуса", будет строиться большой хороший центр.

Мы открыли несколько "Кванториумов" – центров дополнительного образования, в том числе передвижных.

Сейчас выиграли два гранта министерства сельского хозяйства и предполагаем в райцентрах, где есть градообразующие предприятия, начать строительство таких школ, о которых я говорил. Надеюсь, что в 2022 году первые такие школы уже появятся.

Кировская область всегда была сильна образованием. Мы – один из регионов, которые все школы подняли на областной уровень, это не муниципальные школы, а наши, областные, мы их финансируем хорошо. Множество наших ребят участвуют в олимпиадах, есть чемпионы России и мира по физике, химии, биологии.

В Кирове четыре полноценных вуза – Вятский университет, агротехнологический университет, медицинский университет, филиал Московской юридической академии, почти 50 тысяч студентов на 500 тысяч жителей. Создан научно-образовательный центр мирового уровня "Биополис". Город достоин считаться наукоградом.

- Какой должна быть современная система управления образованием?

- Она должна быть настроена на результат. А результат нам нужен простой и понятный: успех ребенка - в первую очередь, одинаково высокое качество образования в любой точке страны. Понимаете, мы никогда не знаем, где родится следующий Ломоносов. Но мы точно знаем, что он родится. И должны быть готовы.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться