Изменения налицо: как трансформируется общественный транспорт Перми

Столица Прикамья стала вторым городом России, где провели комплексную реформу общественного пассажирского транспорта. Изменения в маршрутной схеме, обновление автопарка перевозчиков, новая система муниципальных контрактов — как все это сказалось на качестве оказываемых услуг, разберемся в нашем материале.

Масштабные изменения в системе организации пассажирских автобусных перевозок в Перми готовили с 2017 года. Реформу обсуждали со всеми участниками процесса: городские и региональные власти работали в диалоге с перевозчиками, к разработке новых правил привлекали экспертов, проекты решений проходили общественные слушания.

К реализации утвержденного плана приступили в 2019 году. Пермь, по сути, стала одним из первопроходцев в комплексном реформировании системы общественного транспорта: столицу Прикамья опередила только Тверь.

Отправная точка

Перестройку системы общественного транспорта власти Перми начали по ряду причин. Одна из них — изменения в федеральном законодательстве. Однако куда важнее было повысить безопасность пассажирских перевозок.

Автобусы, перевозящие горожан, к началу 2020 года были изношены более чем на 70%. Средний возраст техники на тот момент составлял 12 лет. И у ГИБДД, и у Ространснадзора было много претензий к состоянию подвижного состава: за один рейд инспекторы выявляли больше сотни нарушений ПДД, многие из них были вызваны неисправностями машин.

Технические неполадки часто становились причиной ДТП. По количеству аварий с участием пассажирских автобусов Пермь считалась одним из лидеров среди российских городов-миллионников. Одна из самых резонансных аварий произошла летом 2019 года: из-за поломки в системе рулевого управления автобус маршрута №53 на полном ходу врезался в стену здания, двое пассажиров погибли, свыше 30 человек получили тяжелые травмы. В 2020-м в сфере муниципальных перевозок начались серьезные перемены.

Вышли на новую линию

Чтобы повысить безопасность пассажирских автобусных перевозок, власти Перми решили устранить одну из главных причин высокой аварийности. Перевозчикам больше не нужно устраивать гонки «за рублем». Новые брутто-контракты устанавливают качественно другие правила организации работы: прибыль компаний теперь не зависит от количества перевезенных пассажиров. Муниципалитет платит за время обслуживания маршрута.

Компания «РТ Лайн», которая входит в федеральный холдинг «Ресурс Групп» Сергея Виленского, зашла на рынок муниципальных пассажирских перевозок Перми в 2020 году. Пятилетний контракт с перевозчиком на обслуживание пяти городских маршрутов заключили по итогам открытого конкурса. По словам Виленского, система брутто-контрактов имеет целый ряд преимуществ перед другими видами договорных отношений перевозчиков и муниципальных властей.

«Перевозчики могут планировать и развивать свой бизнес, потому что они точно знают, сколько получат за свою работу: сумма прописана в контракте. Это гарантирует стабильность для всех сотрудников транспортной компании. Не приходится беспокоиться о том, много или мало пассажиров мы перевезем в тот или иной день, придумывать какие-то схемы и расписания, позволяющие с большей выгодой использовать подвижной состав в разное время суток на различных маршрутах. Все уже разложено по полочкам: где, когда и сколько автобусов должны ездить на определенном направлении, сколько километров и часов какого подвижного состава должен предоставить перевозчик на линию. И еще один важный аспект: не нужно гнаться в прямом смысле этого слова за выручкой — здесь уже речь идет о повышении безопасности на маршрутах городского общественного транспорта», — говорит Сергей Виленский.

Справочно:

«Ресурс Групп» оказывает услуги в сфере управления и обслуживания транспорта. Холдинг учрежден в 2008 году, основатель — Сергей Анатольевич Виленский. Компании группы работают на территории 60 регионов России, на балансе холдинга числится свыше 13 тысяч транспортных средств.

В состав «Ресурс Групп» входят такие компании как «РесурсТранс» (одна из ведущих компаний на российском рынке транспортного аутсорсинга), «СиМ Автосервис» (специализируется на техобслуживании и ремонте легкового, пассажирского, грузового транспорта и спецтехники), «РТ Лизинг» (закупает автотранспорт для обеспечения нужд холдинга).

Брутто-контракты на обслуживание городских автобусных маршрутов заключили шесть компаний, две из которых входят в состав федеральных холдингов. Появление новых перевозчиков на рынке повысило конкуренцию. Эксперты относят это к положительным результатам реформы: бороться за количество больше не нужно, теперь речь идет о повышении качества обслуживания пассажиров.

Меньше чем за год подвижной состав пермского парка общественного транспорта «помолодел» в три раза: к концу 2020 года средний возраст автобусов снизился с 12 до 4 лет. Перевозчики, заключившие пятилетние контракты с муниципалитетом, выпустили на линию более 400 новых единиц техники.

Для работы в Перми «РТ Лайн» закупила 111 новых автобусов. Это современная техника 2020 года выпуска, оборудованная климатическими системами, медиапанелями, аудиоинформаторами, валидаторами, системами видеонаблюдения. Транспорт низкопольный, что значительно упрощает поездки мамам с колясками и людям с инвалидностью. Автобусы вмещают от 90 до 100 пассажиров одновременно. Причем требования к вместимости устанавливаются условиями муниципального контракта в зависимости от загруженности маршрута.

Поддерживать такие темпы обновления автопарка удается с помощью властей. Министерство транспорта РФ в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» содействует регионам в приобретении новой техники: федеральная поддержка позволяет перевозчикам покупать новые автобусы с 60% скидкой. На эти цели из бюджета государства выделят порядка 20 миллиардов рублей за пять лет. Еще около 13 миллиардов привлекут со стороны Государственной транспортной лизинговой компании (ПАО «ГТЛК»).

По мнению Сергея Виленского, лизинг в случае с организацией муниципальных пассажирских перевозок — самый удачный механизм обновления подвижного состава. Он позволяет приобретать новую технику без первоначальных крупных денежных вложений.

Новая техника появится в Перми и в 2021 году: по итогам конкурсного отбора столица Прикамья вошла в список 13 агломераций, которые получат современные автобусы по программе господдержки. В регионы отправятся 412 транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов.

В феврале 2021-го на двух автобусных и одном трамвайном маршрутах стартовал эксперимент по введению бескондукторной оплаты проезда. В компании «РТ Лайн», на одном из маршрутов которой тестировали новую систему, рассказали: больше половины их пассажиров предпочитают пользоваться валидаторами, наличными платят всего 10-15% пермяков. Поездка по безналичному расчету обходится на 2 рубля дешевле. Кроме того, горожане, которые пользуются банковской картой, имеют право на бесплатную пересадку.

Не все так гладко

Жители Перми уже оценили положительные изменения в работе общественного транспорта. Однако вопросы к реализации реформы все еще остаются. Многие горожане недовольны новой маршрутной схемой: дублирующие друг друга маршруты закрыли, а в отдаленные районы регионального центра, напротив, направили больше автобусов.

По задумке специалистов городского департамента транспорта, сокращение протяженности отдельных маршрутов поможет разгрузить центр Перми. По мнению экспертов, пробок на магистралях станет меньше, вместе с этим сократится количество выбросов от транспорта. При этом повысятся комфорт, безопасность и скорость поездок.

Предполагалось, что по укороченным маршрутам горожане будут доезжать до транспортно-пересадочных пунктов (ТПП) и продолжать движение на другом автобусе или трамвае без доплаты. Однако ТПП пока находятся в стадии проектирования, а сама идея пересадок пермяков не радует.

Увеличилась и нагрузка на бюджет: по подсчетам департамента транспорта Перми, из-за реформы общественного транспорта убытки бюджета превысили 2 миллиарда рублей. В этом винят пандемию: ограничительные меры и переход многих организаций на «удаленку» привели к сокращению пассажиропотока. В 2020 году городскими автобусами, трамваями и троллейбусами воспользовались 155 миллионов человек, что на четверть меньше, чем в 2019-м.

При этом городские власти отмечают: главное, что удалось повысить комфорт общественного транспорта. Сокращение расходов на пассажирские перевозки не входило в задачи реформы. Кроме того, перевозчики отмечают небольшой рост пассажиропотока за первые месяцы 2021 года и рассчитывают на дальнейшее увеличение показателей.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться