Люк – не простой, родом из столицы басков города Бильбао, о чем свидетельствует соответствующая надпись и красочный герб столицы басков. Этот люк верой и правдой служил теплоэнергетикам, пока не пришла пора по реконструкции на ул. Казанской перебрать всю тепловую камеру. На месте художественного испанского люка появился современный российский. А сам люк, имеющий музейно-художественную ценность, решено было передать в Музей истории энергетики и электрификации Кировской области в учебном центре «Энергетик» на ул. Ломоносова, 9.
- Представители кировской общественности обратили внимание, что с тепловой камеры исчез люк с интересным гербом. На его место уже поставлен новый. А этот экспонат, выпущенный в Испании, мы сегодня передаем в музей, чтобы все жители Кирова могли на него посмотреть, - рассказал, передавая экспонат в музей, директор Кировского филиала «Т Плюс» Сергей Береснев.
Как эти люки появились в Кирове, пока со 100-процентной достоверностью ответить нельзя. Историки и краеведы высказывают две версии:
- Первая: люки «родом» из 1930-х гг., когда в Испании шла гражданская война и СССР помогала республиканцам, а в ответ они высылали вместо денег (которых не было) все, что было у них в наличии, в том числе вот эти люки.
- Вторая версия – так называемый «немецкий след». После Великой Отечественной войны в СССР в качестве репарации и просто так шли эшелоны с разным добром и среди всего прочего были и эти люки».
Старожилы теплосетей, в частности, Евгений Булычев, бывший заместитель главного инженера по эксплуатации тепловых сетей Кирово-Чепецка вспоминал, что «люки испанского производства действительно поставлялись к нам в ограниченном количестве. Их направляли в качестве образцов люков, имеющих выполненные в заводских условиях запирающие устройства». Примечательно, что люки снабжены двумя запорами и специальным ключом для их открытия. Планировалось, что у нас могут быть изготовлены подобные люки. Но этот способ устройства запоров на люках, к сожалению, не нашел применения из-за сложности изготовления.