Основные нюансы при оформлении отказного письма для торговли и Таможенного Союза

Какие бывают виды отказных писем. На какие товары оформляется документ. Какая информация указывается в письме. Особенности оформления отказного письма. Какие документы необходимо предоставить.

На потребительские рынки выпускается много видов товаров. Большинство из них проходят сертификацию, декларирование или государственную регистрацию. Существуют и другие формы подтверждения соответствия, предусмотренные действующим законодательством РФ и ЕАЭС.

Есть перечень товаров, которые не попадают под действие нормативных актов. Реализация такой продукции разрешена без сертификатов и других документов. В этом случае предприниматели оформляют добровольные сертификаты или отказные письма (далее – ОП).

Добровольная сертификация проводится предпринимателями, которые хотят выделить уникальные свойства продукции, подтвердить ее соответствие установленным стандартам. Отказное письмо не подтверждает качество, а обосновывает отсутствие необходимости в прохождении сертификации и других оценочных процедур.

Какие бывают виды отказных писем

Оформлением ОП для торговли и таможни занимаются органы по сертификации, имеющие аккредитацию в данной области. Также документ могут выдавать территориальные подразделения Роспотребнадзора или МЧС. В зависимости от вида выпускаемой продукции, изготовители и импортеры получают:

  1. ОП для торговли – выдается продавцам, планирующим реализовывать изделия в оптовых и розничных торговых точках. Документ запрашивают надзорные органы во время проверки, инвесторы, партнеры по бизнесу и прочие контрагенты. Наличие ОП может потребоваться для заключения контрактов, если потенциальный заказчик требует подтверждения, что реализуемый продукт не подлежит обязательной сертификации.
  2. ОП для таможни – помогает в урегулировании спорных ситуаций и разногласий с таможенной службой при перемещении продукции через государственную границу. Необходимость получения ОП для прохождения таможенного оформления связано с тем, что у таможенников могут возникнуть сомнения, нужна ли разрешительная документация на товар. Это происходит по причине несовпадения кодов ОКПД2, ТН ВЭД. ОП поможет импортеру избежать простоев на таможне.
  3. ОП от МЧС – подтверждает, что изделия и материалы не подлежат обязательной оценке пожарной безопасности, предусмотренной Федеральным Законом РФ No 123-ФЗ.
  4. ОП от Роспотребнадзора – выдается на продукцию, которая не входит в перечень Решения КТС No 299. ОП подтверждает, что выпускаемый на рынки продукт не подлежит проверке соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам безопасности, установленным на территории ЕАЭС.

Особенности составления документа

Единой формы письма не предусмотрено. Документ выдается на фирменном бланке надзорного органа или аккредитованной организации, которые его выдают. Вне зависимости от вида ОП, основная информация включает:

  • наименование предприятия;
  • заявленный ассортимент товаров;
  • код продукции по общероссийскому классификатору ОКПД2 или код товарной номенклатуры ТН ВЭД;
  • исходящий номер и дату выдачи;
  • обоснование об отсутствии необходимость в обязательной оценке;
  • подпись руководителя надзорного или сертификационного органа, скрепленную печатью.

В большинстве случае сроки действия ОП не устанавливаются. Документ действует до момента внесения изменений в законодательство. Например, вступает в силу технический регламент на товар или изделие включают в единые перечни продукции, которая подлежит обязательной оценке соответствия. Также ОП необходимо переоформить, если предприятие расширило ассортимент.

Процедура оформления письма

Чаще всего производители и поставщики получают ОП на стройматериалы, древесину, крепежные изделия, бижутерию и украшения, канцтовары, сувениры, спортинвентарь, товары для животных (за исключением кормов). Для оформления отказного письма необходимо направить заявку и предоставить:

  • регистрационную документацию, подтверждающую, что заявитель осуществляет деятельность в качестве юридического лица или ИП;
  • карточку компании с банковскими реквизитами;
  • информацию о заявленном товаре или ассортименте продукции;
  • коды ОКПД 2 (ТН ВЭД).

Для оформления ОП не требуется проведения лабораторных исследований. Эксперты идентифицируют продукт с помощью кодов ОКПД2 и ТН ВЭД, проверяют, под действие каких нормативно-правовых актов он попадает. Если подтверждено отсутствие товара в единых перечнях и техрегламентах, сертификации, декларированию или госрегистрации он не подлежит. Это документально удостоверяется путем оформления отказного письма. Как правило, процедура занимает не более трех дней.

Нужно ли получать ОП, если предприниматель прошел добровольную сертификацию? Сертификат не заменяет отказное письмо, поскольку добровольное подтверждение соответствия проходит и продукция, подлежащая обязательной оценке. Зачастую добровольный сертификат и отказное письмо являются взаимодополняющими документами. Более подробную информацию об оформлении ОП можно получить на сайте https://testspb.ru/documents/otkaznoe-pismo-dlya-torgovli-i- tamozhennogo-soyuza.html.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться