Алексей Тайчер и его железнодорожный бизнес. Биография управленца и предпринимателя.

Алексей Роменович Тайчер — мажоритарный акционер группы «ТФМ». Бенефициар ряда компаний, занимающих лидирующие позиции в различных сегментах российского рынка грузовых железнодорожных перевозок.

Его имя хорошо известно на рынке грузоперевозок. Он является бенефициаром ряда компаний, занимающих лидирующие позиции в нескольких секторах B2B-бизнеса и объединенных в группу «ТФМ». Карьеру начал в 19 лет, будучи студентом.

Образование и первые шаги в бизнесе

Он родился в Ленинграде в 1979 году. В 1995 году, окончив класс с углубленным изучением математики и физики гимназии № 406 города Пушкина, поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения. Трудовую деятельность начал с должности помощника финдиректора ЗАО «Евросиб СПб», занимавшегося в том числе и логистическими операциями.

В 2000 году окончил университет, а в 2003 году прошел обучение по программе MBA в старейшей российской бизнес-школе — IMISP (International Management Institute, St Petersburg), которая создавалась в сотрудничестве с SDA Bocconi School of Management и носила статус совместного советско-итальянского предприятия.

В 2003 году принял решение переехать в Москву, ответив на приглашение руководства ООО «Концерн Союзвнештранс». Компания, основанная в 1951 году, оказывала транспортно-экспедиторские услуги. От советского наследия концерну достались многочисленные активы, часть из которых приносила убытки. Перед Алексеем Роменовичем была поставлена задача предложить выгодное для компании решение вопроса проблемных активов, что в итоге и было сделано.

Карьера топ-менеджера

В 2005 году Алексея Роменовича пригласили в РЖД. Молодого, но уже опытного специалиста включили в команду экспертов, разрабатывавших целевую модель рынка (ЦМР) грузоперевозок. В дальнейшем документ получил одобрение на правительственном уровне и стал основой реформирования отрасли. За успешное участие в подготовке ЦМР Тайчер был удостоен своей первой корпоративной награды — благодарности президента РЖД. В госкорпорации он также проявил качества грамотного и решительного топ-менеджера, находясь на руководящих постах в дочерних обществах. Так, ОАО «Первая грузовая компания» была выведена в лидеры рынка грузовых перевозок и продана одной из структур Владимира Лисина за общую сумму 175,5 млрд рублей. В АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) Тайчеру пришлось выполнять функции антикризисного менеджера. Он принял предприятие, ежегодно генерировавшее многомиллиардные убытки. А оставил процветающую компанию с чистой прибылью свыше 21 млрд в год.

Перевозчик СУГ

Тайчер с самого начала своей карьеры стремился к построению собственного бизнеса. Такая возможность представилась в 2012 году. Он вместе с АФК «Система» Владимира Евтушенкова, приобрел спецперевозчика — АО «СГ-Транс». Уже в то время финансовая корпорация Евтушенкова по праву считалась одной из крупнейших частных компаний страны. На ее предприятиях трудилось порядка 150 тысяч человек.

В течение трех лет Тайчер руководил «СГ-Транс», занимая должность президента акционерного общества. Им и его единомышленниками был реализован план модернизации предприятия. На момент смены собственников «СГ-Транс» занимался закупкой, транспортировкой, хранением и продажей сжиженных углеводородных газов (СУГ). Предприятие владело сетью собственных газозаправочных автомобильных станций и газохранилищ. Алексеем Тайчером было принято решение сосредоточить усилия на оказании услуг по транспортировке СУГ по железной дороге. Автозаправочные станции и топливные базы были выведены в отдельную трейдинговую структуру. Под руководством Тайчера был взят курс на увеличение парка подвижного состава и расширение сети вагоноремонтных предприятий.

В 2016 году акционерная финансовая корпорация Евтушенкова продала принадлежащие ей акции «СГ-Транс» сторонним инвесторам. Однако это не повлияло на динамику развития спецперевозчика. В 2021 году ОАО «СГ-Транс» является абсолютным лидером по объему транспортировки СУГ и наливной химии в России, а также странах СНГ и Балтии. На сегодняшний день в числе его контрагентов — ведущие представители нефтегазовой и нефтехимической отраслей отечественной экономики.

В октябре 2021 года, согласно новости опубликованной на сайте информационного агентства «Финмаркет», спецперевозчик решил выйти на публичный рынок долговых обязательств. Фактическое размещение облигаций было осуществлено 1 ноября по открытой подписке на Московской Бирже. Количество размещенных биржевых облигаций составило 8,5 млн штук на общую сумму 8,5 млрд рублей. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) присвоило выпуску биржевых облигаций АО «СГ-транс» кредитный рейтинг «A+(RU)».

Привлеченные средства, вероятно, будут направлены на развитие новых проектов. Всего бессрочной программой облигаций «СГ-Транс», зарегистрированной Московской биржей, предусматривается возможность привлечения 50 млрд рублей.

«Атлант» в числе первых

В 2019 году Тайчер совместно с партнерами приобрел ПАО «ТрансФин-М». Сделку профинансировал банк ВТБ. Новым председателем совета директоров «ТрансФин-М» стал Алексей Роменович.

На базе одного из дочерних предприятий публичного акционерного общества по инициативе Тайчера был создан единый оператор подвижного состава — ООО «Атлант». Позже соучредителем нового транспортного предприятия выступила корпорация развития ВЭБ.РФ, чья доля составила 25% от общего размера уставного капитала.

Сегодня «Атлант» динамично развивается. За 2020 год объем ежемесячных перевозок увеличился на 35%. Значительно вырос и парк вагонов, который ко второй половине 2021 года составлял около 61 тысячи единиц. В распоряжении предприятия свыше 35 тысяч полувагонов, а также порядка восьми тысяч крытых вагонов. Согласно данным INFOLine Rail Russia TOP, в первом квартале 2021 года «Атлант» занимал четвертое место в России по парку вагонов в собственности. Также в 2021 году владельцы компании увеличили размер уставного капитала на 10 млрд рублей.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться