Рекордное падение российского авторынка весной текущего года китайские автомобили затронуло в меньшей степени. Так, с января по апрель 2022 года все официально представленные в нашей стране 14 «чайна»-марок реализовали 27,7 тысячи новых машин, на 2,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. В то время как весь авторынок за первые четыре месяца рухнул на 43%.
При этом доля рынка «китайцев» пока не показывает заметного роста, о которой представители КНР заявляли ранее. В январе текущего года она составляла 10,4% – почти вдвое больше, чем в январе 2021-го. Однако в феврале в 2022-м сократилась до 9,2%, а в апреле – до 8,2%. При этом в целом за четыре месяца текущего года доля рынка китайских брендов составила 8,9%, прибавив 2,6% к аналогичному периоду прошлого года.
Лучше других моделей из КНР продавался Хаваль Джолион – 3 979 автомобилей за первые четыре месяца. Дебют этой машины в России состоялся в мае прошлого года. Однако отметим, что лидерство модель обеспечила себе за счет того, что в первые два месяца текущего года было реализовано почти три тысячи автомобилей.
На втором месте оказался прежний лидер рейтинга «чайна»-моделей – Чери Тигго 7 Про ¬(2 945 а/м, -32%). Пик снижения продаж этого кроссовера пришелся на март текущего года, когда реализация сократилась относительно февраля почти в семь раз. Сейчас ситуация с поставками понемногу выравнивается.
Третьим стал Хаваль F7 (2 367 а/м). Снижение продаж здесь тоже оказалось довольно значительным (-46%). Причем оно происходило не только из-за небольшой нехватки автомобилей, а еще и из-за резкого, почти двукратного подорожания относительно прошлого года.
Оставшийся относительно доступным Джили Кулрей (от 1,9 миллиона рублей) обрел 2 118 покупателей (-17%), а замкнувший пятерку лучших Чери Тигго 8 Pro (1 917 а/м, +98%) почти догнал соотечественника. Рост продаж этой модели в огромной степени также обеспечен успехами января и февраля, когда состоялось 1,7 тысячи сделок.
В десятку лучших китайских моделей вошли также Хавал F7Х, Джили Атлас Про, Чери Тигго 4, Джили Туджела, Exeed TXL: их продажи оказались в диапазоне 1,4-1,8 тысячи машин. Причем только две последние – Tugella и TXL - смогли показать трехзначный рост. Причина – низкая база 2021 года.
Среди прочих моделей, которые разошлись тиражом около тысячи автомобилей, можно отметить кроссоверы Exeed VX (1 051 а/м) и самый дорогой Haval – H9 (957 а/м). В топ-20 также вошли три модели Changan, по одной FAW и DFM: за четыре месяца их было продано в среднем 400-500 машин. В конце рейтинга оказалась Exeed LX (290 а/м) – новинка марта текущего года, а также Chery Tiggo 8 (267 а/м) – автомобиль, сходящий со сцены.
В мае из всех продаваемых в России китайских моделей дилеры продолжают получать в основном автомобили Haval, Chery и Exeed. При этом в части производства завод Haval отрапортовал о возобновлении сборки с 16 мая. Разве что продажи новой модели марки, вседорожника Dargo, которые были анонсированы ранее на апрель, пока так не стартовали.
Рост продаж «чайна»-марок в целом пока явно задерживается. Причина кроется не только в новой волне коронавируса в Китае. Это едва ли серьезно повлияет на наш рынок, где даже в самые лучшие месяцы продавалось всего 3-4 тысяч «китайцев» отдельно взятой марки. Важнее, что санкции не дают пока восстановить логистику отдельных комплектующих. Некоторые автоконцерны уже объявили, что будут везти готовые машины. Это позволит немного быстрее наполнять склады в России. Но в то же время для дистрибьюторов с российским и белорусским производством это означает дальнейший рост цен. А это сейчас самая важная проблема, ведь цены и так поднялись выше покупательной способности большинства россиян.
Тем не менее, можно предположить, что по итогам последнего месяца весны машины марок Chery, Haval и Geely будут стабильнее других держаться в рейтинге продаж. Один из факторов в пользу такого прогноза – объявленные дилерами и дистрибьюторами поддержки продаж, которые могут доходить до 400 тысяч рублей. При этом общий объем реализации в России всех китайских автомобилей в мае 2022 года может составить порядка 3,2-3,3 тысячи машин, более чем вдвое меньше по сравнению с маем в 2021-м, но на 15-20% больше, чем в апреле 2022 года.
Топ-20 китайских SUV по итогам января-апреля 2022 года
Марка и модель | Продажи январь-апрель 2022 года | Продажи январь-апрель 2021 года | Динамика | |
1 | Haval Jolion | 3 979 | 0 | – |
2 | Chery Tiggo 7 Pro | 2 945 | 4 317 | - 32% |
3 | Haval F7 | 2 367 | 4 413 | - 46% |
4 | Geely Coolray | 2 118 | 2 554 | - 17% |
5 | Chery Tiggo 8 Pro | 1 917 | 644* | + 98% |
6 | Haval F7Х | 1 820 | 2 943 | - 38% |
7 | Geely Atlas Pro | 1 795 | 0 | – |
8 | Chery Tiggo 4 | 1 593 | 3 442 | - 54% |
9 | Geely Tugella | 1520 | 318 | + 378% |
10 | Exeed TXL | 1 374 | 226 | + 508% |
11 | Exeed VX | 1 051 | 0 | – |
12 | Haval H9 | 957 | 761 | + 26% |
13 | Changan CS55 | 554 | 300 | + 85% |
14 | Geely Atlas | 543 | 1 939 | - 72% |
15 | Changan CS35 Plus | 541 | 752 | - 28% |
16 | Changan CS75FL | 439 | 524 | - 16% |
17 | FAW Besturn X40 | 418 | 412 | + 1% |
18 | DFM 580 | 382 | 0 | – |
19 | Exeed LX | 290 | 0 | – |
20 | Chery Tiggo 8 | 267 | 2 883 | - 91% |
* продажи начались в марте 2021 года
«Открытие Авто» – блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к банку «Открытие» 1 мая 2022 года.