Купили новый смартфон взамен вышедшего из строя, но и он работает некорректно. Из статьи узнаете, как сдать телефон по гарантии и вернуть деньги, а также какие действия предпринять, если магазин уклоняется от возврата.
Какова нормативно-правовая база, регулирующая возврат смартфона
Право покупателя вернуть ненадлежащий товар предусмотрено Законом N 2300-1. Однако, поскольку смартфоны являются технически сложными устройствами, на них также распространяется действие ПП РФ № 924, которым установлен такой перечень (далее — Перечень). И хотя напрямую в нем гаджеты не прописаны, судебная практика идет по пути признания их технически сложным товаром, на основании п. 6 Перечня.
В нем говорится об устройствах навигации/беспроводной связи для быта, включая спутниковую связь, которые имеют сенсорный экран и выполняют более 2-х функций. Конечно, не все телефоны подпадают под такую градацию — не являются технически сложным изделием, так называемые кнопочные «звонилки» без сенсора.
Какие причины для возврата/обмена гаджета
Закон предусматривает для этого следующие основания:
-
Брак проявился в течение 15 дней после приобретения мобильника и такой недочет не подлежит ремонту, неустраним без несения расходов, превышающих стоимость смартфона/временных затрат, выявляется многократно/повторно после ремонта — требуйте у продавца возврата денег/замены его на аналогичный аппарат данной марки/другой марки с возмещением разницы в цене.
-
Недостаток обнаружен по истечении 15-ти дней после его покупки (в пределах гарантии/двух лет) и имеется одно из следующих условий — дефект является существенным/нарушен 45-ти дневный срок гарантийного ремонта/нельзя использовать товар более 30 дней (в общей сложности) в период каждого гарантийного года из-за многократного ремонта. Как и в первом случае продавец должен удовлетворить ваши требования по возврату/обмену устройства.
Каков срок для удовлетворения требований
В зависимости от заявленного вами требования срок, предусмотренный для их удовлетворения, будет отличаться. Так, если вы просите:
-
Осуществить вам возврат денег за устройство/возместить понесенные затраты на ремонтные работы/убытки и др. — срок рассмотрения 10 дней.
-
Произвести обмен на новый смартфон — 7 дней (при доппроверке качества — 20 дней). Если его нет в продаже, срок пролонгируется до месяца.
-
Ремонт по гарантии — не более 45 дней.
В какой срок гаджет можно вернуть
Возврат мобильного устройства возможен в период действия:
-
Гарантии.
-
Специального 2-х летнего срока (при гарантии менее 2 лет).
-
Срока службы, а если его не предусмотрели — на протяжении 10 лет с момента его передачи потребителю.
На какие нюансы следует обратить внимание
Если вы решили вернуть бракованный смартфон по гарантии:
-
Вы можете потребовать проведения его ремонта, как у магазина, так и у авторизованного сервиса.
-
При его возврате в 15-ти дневный срок со дня приобретения, причиной этому может быть любой изъян, о котором вас не проинформировал продавец.
-
Вина продавца при появлении дефекта в пределах гарантийного срока презюмируется — именно он должен доказывать, что гаджет на момент продажи был без брака.
-
При выявлении в нем неисправности следует требовать от продавца/сервисного центра принять его и организовать его проверку качества. Стоимость экспертизы при этом оплачивается продавцом.
-
Если 15 дней с момента его приобретения прошли, сперва вы можете просить только о проведении гарантийного ремонта. А если вам отказали в его проведении/нарушили сроки/дефект неустраним, возникает неоднократно — можно осуществить возврат.
-
Гарантия пролонгируется на период проведения ремонтных работ смартфона.
-
При его обмене на новый, действие гарантии начинается сначала.
Когда вам могут отказать в возврате смартфона по гарантии
Возврат гаджета по гарантии невозможен, если продавец представит доказательства возникновения недостатка по причине:
-
Нарушения покупателем правил его использования/перевозки/хранения.
-
Деятельности сторонних лиц.
-
Непреодолимой силы.
Какие ошибки встречаются при предъявлении требований в гарантийный срок
При обращении покупателя к продавцу с претензией, первый иногда допускает следующую ошибку — указывает в ней противоположные друг другу требования. Например, просит вернуть деньги за гаджет или обменять его/отремонтировать.
Такое формулирование требований с большей вероятностью приведет к отказу в обоих. Поскольку в соответствии с законодательством потребитель может выдвинуть только одно из указанных в п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1 условий.
Таким образом, замена одного требования другим не соответствует требованиям законодательства. Так, если пропущен 15-ти дневный срок для возврата смартфона, возможен только ремонт по гарантии. А если его откажутся проводить или выполнят с нарушением срока, можно потребовать вернуть деньги.
Каков алгоритм возврата мобильного телефона в период гарантийного срока
При сдаче смартфона по гарантии существенное значение имеет срок предъявления претензии продавцу. А именно, направлена ли она:
-
В течение 15 дней со дня покупки устройства.
-
По окончании такого срока.
Далее рассмотрим оба случая более детально.
Как действовать при возврате гаджета, если со дня его приобретения не прошло 15 дней
Соблюдайте следующий порядок действий:
-
Убедитесь, что 15 дней для сдачи смартфона не истекли.
-
Составьте претензию и направьте ее в адрес магазина — сделать это можно посредством Почты России/вручив документ нарочно, с проставлением отметки в получении на вашем экземпляре.
-
Если на ваше заявление получен отказ/ответ не предоставлен в течение 10-ти дней — готовьте документы в Роспотребнадзор/суд.
-
Определите подсудность суда — согласно ст. 29 ГПК РФ выбор суда остается за истцом.
-
Направьте исковое заявление в электронной форме через портал ГАС «Правосудие»/сдайте его в канцелярию суда нарочно.
-
После принятия иска к производству, участвуйте в судебных заседаниях.
-
Дождитесь вынесения судебного акта — если не устроил результат, обжалуйте его путем подачи апелляционной жалобы
-
Если судебное решение в вашу пользу, после вступления его в законную силу (через 30 дней), обратитесь за исполнительным листом в суд, с последующим направлением его на исполнение приставам.
Каков алгоритм сдачи смартфона после 15 дней с момента приобретения
Действуйте следующим образом:
-
Убедитесь, что у вас имеются основания для возврата вышедшего из строя гаджета и гарантия действует — информацию о гарантийном периоде можно посмотреть в гарантийном талоне.
-
Подготовьте в адрес продавца заявление — укажите в нем суть существенного недостатка и предложите немедленно его устранить. К нему приложите документацию, подтверждающую факт приобретения товара, гарантию, а также иные материалы, свидетельствующие о браке такого изделия.
-
Направьте претензию с документами продавцу удобным вам способом. Главное, чтобы у вас на руках остались доказательства ее вручения стороне. Одновременно с этим вручите бракованный смартфон продавцу, путем составления акта приема-передачи.
-
Непременно участвуйте в проверке качества товара — при этом гаджет должен находиться в пределах вашей видимости на протяжении всей манипуляции, и мастер сервиса обязан вам продемонстрировать выявленные неполадки. При необходимости доппроверки назначается экспертиза, в которой также необходимо принять участие. Если экспертное заключение вас не устроило, обжалуйте его в суде/проведите повторную экспертизу.
-
Если результат экспертизы в вашу пользу — стоимость гаджета должна быть вам возвращена. Готовьте претензию на возврат денег. При стоимостной разнице в цене, ее возмещает продавец.
-
При отказе в удовлетворении материальных требований/неполучении ответа в течение 10 дней, можно направить жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в суд.
-
Направляйте иск одним из ранее рассмотренных выше способов мировому судье, если его сумма меньше 100 тыс. руб., и в районный/городской суд — при сумме более 100 тыс. руб. Не забудьте направить 1 экз. искового с приложением ответчику.
-
Участвуйте в судебном разбирательстве и по получении вступившего в законную силу положительного для вас судебного акта, обратитесь за исполнительным листом. Направьте его в службу приставов на исполнение.
Скачать образец претензии на возврат денег за технически сложный товар ненадлежащего качества в период гарантийного срока (DOC, 41 КB).
В чем особенности возврата гаджета, приобретенного в кредит
Если смартфон покупался вами с использованием кредитных средств, необходимо знать следующее:
-
Требование о возврате уплаченных по кредиту сумм (платежей/процентов/комиссий и пр.) можно заявить только при наличии взаимосвязи между кредитом и покупкой мобильника — займ должен быть целевым/рассрочка предоставлена продавцом/имеется трехсторонний договор с банком.
-
Вам также потребуется оформление претензии в адрес продавца и сдача телефона по акту приема-передачи. После чего, продавец должен вернуть деньги банку.
-
При уплате первоначального взноса по кредиту собственными средствами, он подлежит вам возврату магазином.
-
Если вы уже произвели несколько платежей Банку, следует получить от продавца документацию, подтверждающую расторжение договора купли-продажи и обратиться в банк. Не забудьте взять в банке справку о полном погашении кредита.
Важно! До момента расторжения договоров у потребителя сохраняется обязанность по уплате кредита.
Частые вопросы
В: Можно ли произвести замену/вернуть исправный мобильный телефон?
О: Нельзя. Поскольку смартфоны являются технически сложным товаром и на них дается гарантия более 1 года. Исключение, если вы приобрели гаджет через интернет. В этом случае возврат возможен: 1) в любой момент пока он не получен вами; 2) в 7-ми дневный срок со дня доставки; 3) в 3-х месячный срок с момента получения товара, при недоведении сведений о порядке/сроках его возврата письменно.
В: Сколько может длиться гарантийный ремонт?
О: Максимальная продолжительность — не может превышать более 45 дней при согласовании такого условия письменно и незамедлительно, если стороны его не утвердили на бумаге.
В: Предоставляется ли на период ремонтных работ аналогичный аппарат?
О: Если вами предъявлено данное требование продавцу/сервису в письменно, он обязан в течение 3 дней предоставить вам на безвозмездной основе иное устройство с аналогичными характеристиками, что и у вышедшего из строя телефона. Иначе за каждый день просрочки он выплатит вам 1% от цены товара.
В: Как исчисляется срок гарантийного ремонта?
О: Такой срок исчисляется в календарных днях (учитываются абсолютно все дни), при этом его течение начинается на следующий день после сдачи смартфона в ремонт. Если его окончание приходится на нерабочий день, он истекает в следующий за ним рабочий.
В: Правомерно ли требование сервисного центра оплатить проверку качества, при неподтверждении дефекта?
О: Закон не предусматривает обязанность покупателя оплачивать проверку качества. Если такое условие предусмотрено в документации по сдаче смартфона на ремонт, оно ничтожно с момента включения.
Шпаргалка
-
Смартфоны отнесены к технически сложным устройствам и их возврат допускается только, если подтвердилась неисправность и отсутствует ваша вина в произошедшем. Исправный гаджет вернуть не получится, даже если не истек двухнедельный срок.
-
До 15 дней с момента приобретения телефона вы вправе произвести возврат по причине любого недочета, о котором вас не предупредил продавец, путем направления в его адрес претензии.
-
По истечении вышеуказанного периода — только если выявлен существенный недостаток.
-
Если магазин отказывает вам в возврате/оставил вашу претензию без ответа, обращайтесь в Роспотребнадзор/суд.
А вам приходилось возвращать смартфон в период действия гарантии? Удалось обменять его/вернуть уплаченные за него деньги?