Как сдать телефон по гарантии и забрать деньги

Возврат телефона по гарантии: каков порядок, сроки и основания для этого, а также что предпринять, чтобы вернуть уплаченные за него денежные средства.

Купили новый смартфон взамен вышедшего из строя, но и он работает некорректно. Из статьи узнаете, как сдать телефон по гарантии и вернуть деньги, а также какие действия предпринять, если магазин уклоняется от возврата.

Какова нормативно-правовая база, регулирующая возврат смартфона

Право покупателя вернуть ненадлежащий товар предусмотрено Законом N 2300-1. Однако, поскольку смартфоны являются технически сложными устройствами, на них также распространяется действие ПП РФ № 924, которым установлен такой перечень (далее — Перечень). И хотя напрямую в нем гаджеты не прописаны, судебная практика идет по пути признания их технически сложным товаром, на основании п. 6 Перечня.

В нем говорится об устройствах навигации/беспроводной связи для быта, включая спутниковую связь, которые имеют сенсорный экран и выполняют более 2-х функций. Конечно, не все телефоны подпадают под такую градацию — не являются технически сложным изделием, так называемые кнопочные «звонилки» без сенсора.

Какие причины для возврата/обмена гаджета

Закон предусматривает для этого следующие основания:

  • Брак проявился в течение 15 дней после приобретения мобильника и такой недочет не подлежит ремонту, неустраним без несения расходов, превышающих стоимость смартфона/временных затрат, выявляется многократно/повторно после ремонта — требуйте у продавца возврата денег/замены его на аналогичный аппарат данной марки/другой марки с возмещением разницы в цене.

  • Недостаток обнаружен по истечении 15-ти дней после его покупки (в пределах гарантии/двух лет) и имеется одно из следующих условий — дефект является существенным/нарушен 45-ти дневный срок гарантийного ремонта/нельзя использовать товар более 30 дней (в общей сложности) в период каждого гарантийного года из-за многократного ремонта. Как и в первом случае продавец должен удовлетворить ваши требования по возврату/обмену устройства.

Каков срок для удовлетворения требований

В зависимости от заявленного вами требования срок, предусмотренный для их удовлетворения, будет отличаться. Так, если вы просите:

  • Осуществить вам возврат денег за устройство/возместить понесенные затраты на ремонтные работы/убытки и др. — срок рассмотрения 10 дней.

  • Произвести обмен на новый смартфон — 7 дней (при доппроверке качества — 20 дней). Если его нет в продаже, срок пролонгируется до месяца.

  • Ремонт по гарантии — не более 45 дней.

В какой срок гаджет можно вернуть

Возврат мобильного устройства возможен в период действия:

  • Гарантии.

  • Специального 2-х летнего срока (при гарантии менее 2 лет).

  • Срока службы, а если его не предусмотрели — на протяжении 10 лет с момента его передачи потребителю.

На какие нюансы следует обратить внимание

Если вы решили вернуть бракованный смартфон по гарантии:

  • Вы можете потребовать проведения его ремонта, как у магазина, так и у авторизованного сервиса.

  • При его возврате в 15-ти дневный срок со дня приобретения, причиной этому может быть любой изъян, о котором вас не проинформировал продавец.

  • Вина продавца при появлении дефекта в пределах гарантийного срока презюмируется — именно он должен доказывать, что гаджет на момент продажи был без брака.

  • При выявлении в нем неисправности следует требовать от продавца/сервисного центра принять его и организовать его проверку качества. Стоимость экспертизы при этом оплачивается продавцом.

  • Если 15 дней с момента его приобретения прошли, сперва вы можете просить только о проведении гарантийного ремонта. А если вам отказали в его проведении/нарушили сроки/дефект неустраним, возникает неоднократно — можно осуществить возврат.

  • Гарантия пролонгируется на период проведения ремонтных работ смартфона.

  • При его обмене на новый, действие гарантии начинается сначала.

Когда вам могут отказать в возврате смартфона по гарантии

Возврат гаджета по гарантии невозможен, если продавец представит доказательства возникновения недостатка по причине:

  • Нарушения покупателем правил его использования/перевозки/хранения.

  • Деятельности сторонних лиц.

  • Непреодолимой силы.

Какие ошибки встречаются при предъявлении требований в гарантийный срок

При обращении покупателя к продавцу с претензией, первый иногда допускает следующую ошибку — указывает в ней противоположные друг другу требования. Например, просит вернуть деньги за гаджет или обменять его/отремонтировать.

Такое формулирование требований с большей вероятностью приведет к отказу в обоих. Поскольку в соответствии с законодательством потребитель может выдвинуть только одно из указанных в п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1 условий.

Таким образом, замена одного требования другим не соответствует требованиям законодательства. Так, если пропущен 15-ти дневный срок для возврата смартфона, возможен только ремонт по гарантии. А если его откажутся проводить или выполнят с нарушением срока, можно потребовать вернуть деньги.

Каков алгоритм возврата мобильного телефона в период гарантийного срока

При сдаче смартфона по гарантии существенное значение имеет срок предъявления претензии продавцу. А именно, направлена ли она:

  • В течение 15 дней со дня покупки устройства.

  • По окончании такого срока.

Далее рассмотрим оба случая более детально.

Как действовать при возврате гаджета, если со дня его приобретения не прошло 15 дней

Соблюдайте следующий порядок действий:

  1. Убедитесь, что 15 дней для сдачи смартфона не истекли.

  2. Составьте претензию и направьте ее в адрес магазина — сделать это можно посредством Почты России/вручив документ нарочно, с проставлением отметки в получении на вашем экземпляре.

  3. Если на ваше заявление получен отказ/ответ не предоставлен в течение 10-ти дней — готовьте документы в Роспотребнадзор/суд.

  4. Определите подсудность суда — согласно ст. 29 ГПК РФ выбор суда остается за истцом.

  5. Направьте исковое заявление в электронной форме через портал ГАС «Правосудие»/сдайте его в канцелярию суда нарочно.

  6. После принятия иска к производству, участвуйте в судебных заседаниях.

  7. Дождитесь вынесения судебного акта — если не устроил результат, обжалуйте его путем подачи апелляционной жалобы

  8. Если судебное решение в вашу пользу, после вступления его в законную силу (через 30 дней), обратитесь за исполнительным листом в суд, с последующим направлением его на исполнение приставам.

Каков алгоритм сдачи смартфона после 15 дней с момента приобретения

Действуйте следующим образом:

  1. Убедитесь, что у вас имеются основания для возврата вышедшего из строя гаджета и гарантия действует — информацию о гарантийном периоде можно посмотреть в гарантийном талоне.

  2. Подготовьте в адрес продавца заявление — укажите в нем суть существенного недостатка и предложите немедленно его устранить. К нему приложите документацию, подтверждающую факт приобретения товара, гарантию, а также иные материалы, свидетельствующие о браке такого изделия.

  3. Направьте претензию с документами продавцу удобным вам способом. Главное, чтобы у вас на руках остались доказательства ее вручения стороне. Одновременно с этим вручите бракованный смартфон продавцу, путем составления акта приема-передачи.

  4. Непременно участвуйте в проверке качества товара — при этом гаджет должен находиться в пределах вашей видимости на протяжении всей манипуляции, и мастер сервиса обязан вам продемонстрировать выявленные неполадки. При необходимости доппроверки назначается экспертиза, в которой также необходимо принять участие. Если экспертное заключение вас не устроило, обжалуйте его в суде/проведите повторную экспертизу.

  5. Если результат экспертизы в вашу пользу — стоимость гаджета должна быть вам возвращена. Готовьте претензию на возврат денег. При стоимостной разнице в цене, ее возмещает продавец.

  6. При отказе в удовлетворении материальных требований/неполучении ответа в течение 10 дней, можно направить жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в суд.

  7. Направляйте иск одним из ранее рассмотренных выше способов мировому судье, если его сумма меньше 100 тыс. руб., и в районный/городской суд — при сумме более 100 тыс. руб. Не забудьте направить 1 экз. искового с приложением ответчику.

  8. Участвуйте в судебном разбирательстве и по получении вступившего в законную силу положительного для вас судебного акта, обратитесь за исполнительным листом. Направьте его в службу приставов на исполнение.

Скачать образец претензии на возврат денег за технически сложный товар ненадлежащего качества в период гарантийного срока (DOC, 41 КB).

В чем особенности возврата гаджета, приобретенного в кредит

Если смартфон покупался вами с использованием кредитных средств, необходимо знать следующее:

  1. Требование о возврате уплаченных по кредиту сумм (платежей/процентов/комиссий и пр.) можно заявить только при наличии взаимосвязи между кредитом и покупкой мобильника — займ должен быть целевым/рассрочка предоставлена продавцом/имеется трехсторонний договор с банком.

  2. Вам также потребуется оформление претензии в адрес продавца и сдача телефона по акту приема-передачи. После чего, продавец должен вернуть деньги банку.

  3. При уплате первоначального взноса по кредиту собственными средствами, он подлежит вам возврату магазином.

  4. Если вы уже произвели несколько платежей Банку, следует получить от продавца документацию, подтверждающую расторжение договора купли-продажи и обратиться в банк. Не забудьте взять в банке справку о полном погашении кредита.

Важно! До момента расторжения договоров у потребителя сохраняется обязанность по уплате кредита.

Частые вопросы

В: Можно ли произвести замену/вернуть исправный мобильный телефон?

О: Нельзя. Поскольку смартфоны являются технически сложным товаром и на них дается гарантия более 1 года. Исключение, если вы приобрели гаджет через интернет. В этом случае возврат возможен: 1) в любой момент пока он не получен вами; 2) в 7-ми дневный срок со дня доставки; 3) в 3-х месячный срок с момента получения товара, при недоведении сведений о порядке/сроках его возврата письменно.

В: Сколько может длиться гарантийный ремонт?

О: Максимальная продолжительность — не может превышать более 45 дней при согласовании такого условия письменно и незамедлительно, если стороны его не утвердили на бумаге.

В: Предоставляется ли на период ремонтных работ аналогичный аппарат?

О: Если вами предъявлено данное требование продавцу/сервису в письменно, он обязан в течение 3 дней предоставить вам на безвозмездной основе иное устройство с аналогичными характеристиками, что и у вышедшего из строя телефона. Иначе за каждый день просрочки он выплатит вам 1% от цены товара.

В: Как исчисляется срок гарантийного ремонта?

О: Такой срок исчисляется в календарных днях (учитываются абсолютно все дни), при этом его течение начинается на следующий день после сдачи смартфона в ремонт. Если его окончание приходится на нерабочий день, он истекает в следующий за ним рабочий.

В: Правомерно ли требование сервисного центра оплатить проверку качества, при неподтверждении дефекта?

О: Закон не предусматривает обязанность покупателя оплачивать проверку качества. Если такое условие предусмотрено в документации по сдаче смартфона на ремонт, оно ничтожно с момента включения.

Шпаргалка

  1. Смартфоны отнесены к технически сложным устройствам и их возврат допускается только, если подтвердилась неисправность и отсутствует ваша вина в произошедшем. Исправный гаджет вернуть не получится, даже если не истек двухнедельный срок.

  2. До 15 дней с момента приобретения телефона вы вправе произвести возврат по причине любого недочета, о котором вас не предупредил продавец, путем направления в его адрес претензии.

  3. По истечении вышеуказанного периода — только если выявлен существенный недостаток.

  4. Если магазин отказывает вам в возврате/оставил вашу претензию без ответа, обращайтесь в Роспотребнадзор/суд.

А вам приходилось возвращать смартфон в период действия гарантии? Удалось обменять его/вернуть уплаченные за него деньги?

Реклама. ПАО "НБД-Банк". Генеральная лицензия № 1966. ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjdAWpHq
Реклама. АО "Моторавто" ИНН 4345081311. ОГРН 1044316531170. erid: 2SDnjcdQpMg
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. АО "Моторавто" ИНН 4345081311. ОГРН 1044316531170. erid: 2SDnjcQ4vpa
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn