Еще несколько лет назад Максим Кузнецов едва не закончил с боксом, работал на пилораме в Советске, а сегодня - он мастер спорта международного класса и один из наиболее часто упоминаемых в соцсетях профильного министерства спортсменов - 33 упоминания за полтора года!
В середине октября Максим стал победителем Кубка Европейской конфедерации бокса, который проходил в черногорском городе Будва. В весовой категории до 54 килограммов гость программы «На спорте» (12+) провёл 4 боя, а финальный поединок прошел на ринге, установленном на открытом воздухе, принёс Максиму не только титул победителя, а также солидную денежную премию.
О перипетиях боксерской карьеры Максима Кузнецова, благодарности первому тренеру, выборе между боксом и хоккеем, встречей с нынешним наставником Сергеем Злобиным и пути к победе на турнире в Черногории - в интервью радиостанции «Киров Град» (16+). Ведущие - Владимир Сметанин и Антон Погудин.
Владимир Сметанин: С нами также тренер Максима – Сергей Викторович Злобин. В первую очередь поздравляем с победой. И будем, наверное, отталкиваться и начинать с того, что же это был за турнир, каков его уровень?
Максим Кухзнецов: Уровень был высокий, на самом деле. Там принимали участие и победители чемпионата мира, призеры олимпийских игр.
Антон Погудин: А сколько всего спортсменов принимало участие в турнире и из каких стран?
Сергей Злобин: 154 участика из 30 стран. И две страны были под нейтральным флагом.
АП: То есть фактически это уровень чемпионата мира?
СЗ: Нет, скорее чемпионата Европы.
АП: Вы сказали, что две страны выступали под нейтральным флагом, но, насколько я знаю, наша страна выступала под своим флагом и со своим гимном?
СЗ: Все верно.
ВС: Сколько боев удалось провести в рамках турнира?
МК: Я провел на турнире 4 поединка.
ВС: Кто соперники?
МК: В первом поединке обыграл соперника из Албании, во втором обыграл белоруса – после этого вышел в полуфинал, где встретился с соперником из Армении, а в финале был боксер из Болгарии. Итог финала: победа единогласным решением судей.
АП: Какой из четырех проведенных боев для вас был наиболее сложным? Может быть подготовка была сложнее к первому, или к финальному поединку?
МК: Любой поединок тяжел по-своему. Все спортсмены разные – приходится подстраиваться. Строить тактику, искать «ключики».
ВС: Сергей, а изначально Максиму давалась установка победить? Или, например, участие ради участия?
СЗ: Конечно, мы ехали только за победой. Что-то внутри меня подсказывало, что надо доказать. Нам на России в финале чуть-чуть не получилось победить, чуть-чуть чего-то не хватало, может, судейство .
ВС: А бывает такое?
СЗ: Бывает такое. Два года в финале все время чего-то не хватало. Но здесь уже Европа, здесь такой предвзятости уже не будет, я думал. Ехали за победой и доказать всем, что мы первый номер не только в стране, но и в Европе.
ВС: Заранее вы ведь знали соперников, с которыми придется выходить на ринг?
СЗ: Мы узнали только после жеребьевки и смотрели бои. Соперники очень серьезные: почти все участники чемпионата мира, победители Первенств Европы. Максиму, в том числе, пришлось сражаться с вице-чемпионом Европы. И каждый бой по-своему был тяжел. Если первые бои они еще не знали друг друга, то в финале соперник вышел, посмотрев полуфинал Максима, и принял тактику «отбегаться».
ВС: Не шел на контакт?
МК: Да, пытался сбегать, но даже когда сбегаешь от соперника силы тратятся. Первый раунд, получается, отбегался и всё.
ВС: Все победы одержаны Максимом единогласным решением судей?
МК: Полуфинал был техническим.
СЗ: Во втором раунде был нокдаун, и в третьем раунде три нокдауна было.
ВС: А финальный бой?
МК: Финальный бой единогласным решением судей. Все судьи отдали мне победу.
АП: Сколько времени было между боями на подготовку и восстановление?
МК: Получается, что сегодня, например, мы отбоксировали, и до завтрашнего дня у нас есть время. Даже меньше 24 часов получается. М ы отбоксировали первую сессию с 12 часов, вечером отсмотрели бои соперника, а потом уже на следующий день… Часов 15 дается на отдых.
АП: Вы боксировали в весовой категории до 54 кг. Это ваша рабочая весовая категория, или приходилось, может набирать/скидывать вес?
МК: Мой вес больше 60 кг.
АП: То есть пришлось немножко сбросить?
МК: На момент подготовки на сборах в Черногории мой вес был около 59 кг. И за две недели сборов я вес скорректировал.
ВС: Как в вашем случае борются с лишними кг?
МК: В первую очередь – диета. Нужно следить за тем, что ты ешь.
ВС: Тренер за этим наблюдает?
СЗ: Нет, сам спортсмен. Максим к этому очень серьезно подходит и за этим дополнительно следить не надо.
ВС: То есть в интересах спортсмена следить за этим, чтобы пройти?
СЗ: Конечно, от этого зависит выступление на соревнованиях. Также подготовка, потому что можно согнать за 2-3 дня, но не показать ничего на ринге.
МК: Я свой организм уже знаю. Не на 100%, но процентов на 70 точно знаю и могу самостоятельно это делать.
АП: Одной из особенностей этого турнира был ринг, установленный на открытом воздухе. Есть ли разница где боксировать: в закрытом зале или на открытом воздухе? И насколько, может, Отличается подготовка?
МК: Предварительные бои все проходили в спортивном зале. Но залы там такие… кондиционера нет, вытяжка не работает. Ну улице было получше, тем более, под вечер дышится лучше, солнце ушло. На открытом воздухе намного лучше мне было.
ВС: А в целом уровень соревнований: сам ринг, все что сопутствует? В целом соответствует турниру такого высокого уровня?
МК: Когда финальные поединки проходили на улице, там трибуны, очень много народу приходило. За Россию болели сами черногорцы.
ВС: А команда поддержки из России была?
МК: Конечно, это наши тренеры, обслуживающий персонал, доктора. Поддержка была хорошая.
ВС: Сколько спортсменов входило в нашу команду?
МК: 13 спортсменов из разных весовых категорий.
ВС: Как выступили коллеги?
МК: У нас 8 медалей – 4 золотых, 2 серебряных, 2 бронзовых. У парней, которых не совсем что-то получилось, это скорее из-за недостатка международного опыта. Парни способные, но такого опыта не так много пока.
ВС: А ребята из разных городов России?
МК: Да, со всей страны. У нас из Поволжья было двое человек: я из Кирова и спортсмен из Оренбурга. И мы принесли нашему округу две золотые медали.
ВС: Вот! Хотелось спросить, а сам приз в чем выражается. Это медаль?
МК: Ну, наверное да. Но по большей части, в денежном эквиваленте. И звание, что я теперь Чемпион кубка Европы.
Фото Анвара Самигуллина
АП: Призовой фонд турнира составлял 507 тысяч долларов. Победители получили по 15 тысяч, серебряные призеры по 10, обладатели бронзовых наград по 5 тысяч. Четверка, которая уступила в четвертьфиналах по 1 тысяче долларов. По современному курсу 15 тысяч долларов это получается почти полтора миллиона рублей. Если не секрет, Максим, уже придумали, куда потратите эти деньги?МК: На свою семью.
ВС: Полностью сумму разрешается тратить на себя, или нужно с тренерами делиться?
МК: Нет, с тренерами поделиться, конечно, тоже нужно.
АП: Удалось ли уже получить эти деньги? Потому что, как мы знаем, переводы на российские карты затруднительны, или, может, вам наличкой отдали?
МК: После финала мы сдавали тест на допинг. То есть пока допинг-тест утвердится, все посмотрят. Если он подтвердится, то сопртсмен ничего не получит. Но я чист и я уверен, что там все будет хорошо. Поэтому месяц-два и перевод будет.
ВС: Для тренера, Сергея Злобина, это победа что дает? Для вас тоже открываются какие-то новые горизонты, плюс к авторитету?
СЗ: Конечно, это очень приятно для меня, что мы смогли сойтись за такое небольшое время, с Максимом мы работаем 2 с половиной года, и у нас идет рост результатов, рост Максима за последний год очень заметен.
ВС: Благодаря чему это происходит?
СЗ: В первую очередь характеру спортсмена. Он очень целеустремленный, полностью отдает себя работе.
МК: Но иногда бывает тяжело.
СЗ: В первую очередь, скажу, что это заслуга первого тренера
ВС: Давайте тогда озвучим имя тренера.
МК: Лежнин Алескей Иванович. Он из города Советска. Мой первый тренер, наставник, отчасти мой отец. В школе… как это рассказать-то вам. Учиться не очень любил – троечник круглый…
ВС: Но я прочитал, что и драться вы тоже не дрались.
МК: Нет-нет, я совсем неконфликтный. И тренер, бывало, приходил в школу отпрашивал меня на соревнования. Для меня тогда это было как развлечение – бокс. Ну, а чем еще заняться? Гулять, шататься? Как-то мне неинтересно было. Все школьные годы у меня в основном прошли зале. С друзьями время погулять тоже было час-два. У меня было какое-то определенное расписание. Школа, после школы секции, можно, наверное, упомянуть, что я в хоккей играл – нравилось тоже очень. Но потом нюансы произошли, и я решил, что буду заниматься только боксом.
ВС: То есть сосредоточились именно на этом виде спорта? Получается, с 11-летнего возраста вы, максим, занимались.
МК: Да, я занимаюсь боксом с 11-ти лет, потом был перерыв у меня, 8 класс вообще не занимался – искал себя. А потом в какой-то момент осознал, что бокс наиболее подходящий вид спорта для меня. И в 9 классе целенаправленно начал заниматься.
ВС: Пока в школе учились, соревнования какого уровня были?
МК: В 9 классе, когда пришёл заново в зал уже для серьезных занятий, то за этот год я стал финалистом ПФО. И мне присвоили 1 разряд. До этого у меня был 3 юношеский, а тут такой скачок. Я там провел 4 поединка, боксировал с кандидатами в мастера спорта и я там со своим 3 разрядом. У меня даже была забавная история. Перед тем, как заполнять личную карточку, тренер спрашивает: «У тебя сколько боев?». Я говорю: 16 боев у меня. Он говорит: «Что-то мало, давай 27 напишем», и я говорю, давайте, пишите. То есть вот такой уровень был: я с 16 боями и парни, у которых по 50, по 80 боев было.
ВС: Но потом КМС был все-таки?
МК: Был, но уже позже. Уже 16 год, когда я начал учиться в колледже там же в Советске.
ВС: Вы учитель физкультуры по образованию?
МК: Да.
ВС: А когда было получено звание Мастера спорта?
МК: Я выиграл турнир в 2017 году, в декабре и уже в апреле 2018 мне присвоили звание мастера спорта. То есть КМС я выполнил в 17 лет, а мастера спорта уже в 18. Неожиданно получилось. Некоторые мастера спорта пытаются выполнить и у них не получается, а я даже не думал об этом звании. Просто думал: «О. кандидат, уже классно».
ВС: Сейчас, чтобы уточнить, Максим, вам 24 или 25 лет?
МК: 24 года.
АП: Когда я готовился к программе, я залез в социальные сети министерства спорта и туризма Кировской области и насчитал за полтора года 33 упоминания имени Максима Кузнецова в различных постах. Мне кажется, это одно из самых упоминаемых имен в кировском спорте за последние годы. Максим, Сергей Викторович, вы уже привыкли к такому вниманию к себе?
СЗ: Максим показывает хорошие результаты, поэтому, я думаю столько упоминаний, что да, есть такой спортсмен. Развиваемся, работаем в этом направлении, чтобы у нас умножались резульаты и развивались другие виды спорта.
МК: Главная задача – популяризировать спорт, чтобы дети занимались спортом, а не бездельничали.
АП: Надеюсь, после победы Максима, в его родном Советске дети пойдут в секцию бокса, захотят равняться на него, добиться такого же успеха.
ВС: Кстати, как в Советске сейчас обстоят дела с боксом?
МК: Есть неплохие ребята, трудолюбивые, я думаю пополнят залы в Советске и новые ребята. Даже не одна секция работает.
ВС: Мы уже интересовались началом карьеры, но а как ваша встреча произошла? Максим, Сергей? Вы сказали, что два с половиной года уже совместно работаете?
МК: Когда я пришел после армии в 2020 году, найти себя не получалось, надо было начинать работать. Я уже отучился и у меня появилось желание зарабатывать и связать свою жизнь с госслужбой. Пока готовил документы, мой первый тренер, Алексей Иванович, не хотел меня отпускать. В зале тоже продолжил заниматься, готовиться к сдаче нормативов. Вернусь чуть назад: я проходил подготовку и тренер предложил побоксировать, я засомневался. Я ещё пришел из армии, набрал вес. Раздобрел так, что сейчас я боксирую 54 кг, а из армии пришел был 65-66 кг весил. И потом мы съездили на «Спартак» в 2021 году, это федеральное спортивное общество – дает выход на Россию. Мы там провели 4 поединка, в финале меня немножко, я считаю, подзасудили. Потом съездил на ПФО, где меня тоже в финале «сьели». Благодаря «Спартаку» меня допустили до России среди боксеров 19-22 лет. И был у меня такой момент, что.. ну, надо ведь и деньги зарабатывать. И я через друга устроился на пилораму в Советске, где я работал на эстакаде. Это такая штука, куда бревна скидывают и ты специальным крюком их в цех завозишь. С 8 до 5 с понедельника по пятницу я был там. И потом в 6 часов я шёл на тренировку и готовился к России. В общем работал, готовился, потом сьездили на Первенство России 19-22 лет с моим первым тренером Алексеем Лежниным. Там завоевали 3 место, стали призерами. Потом у нас с девушкой возникла мысль переехать в Киров, и я искал тренера здесь. Присматривался к тренерам здесь, их не очень тут много.
ВС: А куда в первую очередь то пошли?
МК: Я приехал в «Юность», потому что мой первый тренер работает как бы там, в их филиал в Советске.
ВС: «Юность» это дворец единоборств рядом с Парком Победы.
МК: Я пришел в эту спортивную школу и там занимался. На то время Сергей Викторович ещё не работал там. И я думал, с кем мне продолжать работу? А потом я вспомнил, что есть Сергей Викторович, у нас уже был опыт работы с ним.
ВС: А когда и как вы впервые познакомились?
СЗ: Тогда у нас были сборы, и мы как раз уезжали на базу. У нас тогда был лагерь, где мы готовились к турниру. Все ребята тогда показали хороший результат – на ЦС «Динамо» Максим стал первым, взял путевку на чемпионат России.
АП: А как это выглядело? Максим звонит вам, и говорит: «Сергей Викторович, хочу тренироваться у вас»?
МК: Я даже помню, как это было. Я вспомнил, что есть молодой тренер – Сергей Викторович Злобин. Думаю, нужно как-то связаться. А мы ВКонтакте подписаны друг на друга. Я сначала написал, потом мы созвонились. Он сказал мне, что ушёл и больше не тренирует, но хотел бы попробовать на коммерческой основе. Встретились, позанимались. Он приезжал в «Юность», «держал меня на лапах» периодически, потому что все равно нужны элементы тренировок, без них никак. А потом как-то всё поменялось и Сергей Викторович работает в «Юности».
АП: Максим, получается, устроил, Сергея Викторовича в «Юность»?
МК: Нет, нет, совсем нет. Это издержки обстоятельств
СЗ: В тот момент, когда Максим связывался со мной, я работал на стройке у своего близкого товарища. И Максим мне звонит: «пПодержите меня на лапах». Я согласился, но после стройки ехать в зал... Силы уже не те, но я выбирал хотя бы один день в неделю, чтобы посвятить Максиму. Потому что спортсменов такого ранга у нас единицы. А потом как-то так сложилось, что мы работаем вместе.
МК: За этот промежуток времени наши основные достижения – два финала чемпионата России и вот победители международного турнира в Сербии, Кубок Конфедерации Европы.
ВС: Насколько, Сергей, вы сейчас активно тренируете Максима? Какой у вас распорядок?
СЗ: Два дня работаем, потом день отдыхаем, потом снова два-три дня работаем. Когда идет подготовка к турнирам, там уже по 2 тренировки в день
ВС: Сергей Викторович, расскажите нам про вашу карьеру в боксе.
СЗ: Занимался с 9 лет, провел в районе 100 боев. Призер первенства Санкт-Петербурга, призер, финалист международных турниров. Все хорошо шло, но пришлось перевестись в Киров по семейным обстоятельствам. Выполнил норматив мастера спорта. Победил на мастерском турнире в Кирово-Чепецке и после этого перешел уже в тренерство.
АП: К чему готовитесь сейчас? Какие турниры будут в ближайшее время?
МК: Сейчас нас, в первую очередь, ждет восстановление. Это значит отойти от бокса, заняться каким-то другим делом. В январе у нас будет восьмерка сильнейших – там будут рассматривать тех, кто поедет на чемпионат Европы. Сам чемпионат пройдет в Италии. Пока настраиваемся на это.
ВС: А если на более долгую перспективу?
СЗ: Пока сложно сказать, но график очень насыщенный, озвучивать пока не будем.
ВС: Максим, есть ли у вас авторитет в боксе, на который хочется равняться?
МК: В одном время мне нравился Рой Джонс. Очень хитрый, техничный боксер. Очень интересный. На данный момент. Наверное, мой кумир.