В 2023 году в Вятский государственный университет поступила поздно ослепшая студентка Наталья Ямщикова. С момента подачи документов ей оказывали помощь специально обученные сотрудники приемной комиссии и специалисты Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ВятГУ. Помимо тьюторского и технического сопровождения Наталье оказывают психологическую поддержку.
С целью снижения коммуникативных барьеров между обучающимися в студенческой группе тотально слепой студентки, руководитель Психологической службы ВятГУ Наталия Цветкова провела тренинг эмпатии "Зрячий мир незрячими глазами" (16+). Участниками события стали одногруппники и преподаватели Натальи Ямщиковой.
С приветственным словом Наталия Викторовна обратилась к аудитории:
Впервые на факультете филологии и медиакоммуникаций ВятГУ обучается студентка с тотальной слепотой, приобретенной во взрослом возрасте. Сегодняшнее мероприятие мы решили провести вместе с ней. Это тренинг для повышения нашей чувствительности друг к другу. Давайте включим в свой опыт проживание с точки зрения незрячего человека.
Зрительные нарушения достаточно распространены в современном мире. Около 1,3 млрд человек с различными формами нарушения зрения насчитывается на нашей планете, а количество людей с полной потерей зрения равняется 36 тысячам.
Более 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Когда человек рождается без зрения, нагрузку за сбор информации берут другие органы чувств. И это не суперспособность, всему этому нужно учиться. В случае с Натальей, ослепшей в позднем возрасте, ситуация иная. Сейчас её мозг перестраивается, - объяснила Наталия Цветкова.
Наталья Ямщикова поделилась, как сейчас воспринимает окружающий ее мир:
Я до сих пор во многом живу как зрячая. Когда в аудитории раздается скрип двери, мне инстинктивно хочется обернуться и посмотреть, кто пришёл.
В основном ориентируюсь на звуки. Для меня это главный источник информации. Во время лекций стараюсь структурировать информацию, выделять главное, подробнее разобраться в материале мне помогают записи на диктофоне, которые я делаю во время занятий.
Наталия Викторовна рассказала о безбарьерном передвижении в корпусе. Обратила внимание на оборудование доступной среды и комфортного обучения, имеющееся в ВятГУ для лиц с нарушениями зрения: азбука Брайля, тифлофлешплееры, диктофоны, тактильная клавиатура и читающая машина.
Для того, чтобы снизить барьер в общении с незрячей студенткой, руководитель Психологической службы вуза дала участникам мероприятия несколько рекомендаций.
В начале разговора важно назвать себя и тех, кто присутствует рядом. Если нужно отойти, предупреждайте об этом. Если хотите предложить сесть, не стоит усаживать человека, а просто подведите его к стулу. При передвижении озвучивайте все, что видите на пути.
В практической части тренинга студенты разбились на пары, в каждой из которых один из обучающихся надел непроницаемую маску и попытался пройтись по корпусу в сопровождении одногруппника. В столовой все участники тренинга полдничали вслепую, пытаясь сфокусироваться на своих вкусовых рецепторах. Сняв маски, студенты поделились впечатлениями:
Нужно иметь определенную смелость. Моментами было даже страшно.
Из-за того, что мы знакомы с корпусом, было не так сложно передвигаться. Теперь представляю, насколько трудно ориентироваться в незнакомом месте.
Кажется, вроде бы все знаешь, где и что расположено, но, закрыв глаза, теряешься и начинаешь замечать то, на что не обращал внимание раньше.
Наталия Цветкова поблагодарила ребят за участие и предложила им провести еще несколько тренингов эмпатии по отношению к обучающимся с инвалидностью различных нозологических групп (16+).