Она сетовала, что из-за того в конце 2015 г. федеральное законодательство ограничило этажность зданий возводимых в историческом центре, теперь этот самый исторический центр города стал малоинтересен застройщикам и все это может привести к некой «консервации» градостроительной ситуации в центре Кирова. То есть, говоря простым языком, Ирина Васильевна доносит до нас следующую мысль: строителям не интересно что-то возводить в центре, если это «что-то» малоэтажно. Городская власть при этом фактически бессильна: нет денег, нет ресурсов, нет возможности реставрировать старинные дома, а частники не особо рвутся это делать, они, дескать, хотят высотки.
При внимательном рассмотрении ситуация кажется достаточно странной и нелогичной: пару месяцев назад В. В. Быков заявил, что пора заканчивать строить многоэтажки в историческом центре города. Мэрия провела общественные слушания, где активно продвигала тему о запрете повышения этажности, это была их идея. Та же самая Ирина Рубцова активно спорила с союзом архитекторов и застройщиками, пытаясь доказать правильность продвигаемой администрацией инициативы. Кировские власти в конце прошлого года рапортовали о том, что «вывели решение вопроса в плоскость широкого общественного обсуждения раньше, нежели он стал рассматриваться на федеральном уровне». Прошло два месяца и все те же люди занимают теперь ровно противоположную позицию и уже говорят о том, что новый закон об ограничении этажности приведет, якобы, к негативным последствиям, «консервации» и т.д. Полагаю, что совершенно очевидно логическое противоречие: сами хотели тот закон, который теперь получили и критикуют. Или на самом деле не хотели? Или если хотели, то не смогли просчитать последствия?
Так или иначе, точку поставил федеральный центр. При этом на уровне городской власти, как мы видим, на текущий момент никакой программы развития исторического центра, понимания, как он должен выглядеть, как не было, так и нет. И это главная проблема – отсутствие желания меняться, решать проблему, заниматься разработкой концепции и воплощать ее в действие, привлекать экспертов, адаптировать опыт других городов. Намного проще постоянно сетовать на несовершенство законодательной базы или непонимание твоих действий той или иной группой лиц. Конечно, застройщикам выгодно строить как можно выше, где угодно и как угодно. Мы можем понять их позицию, она основана на чистой экономике, желании заработать. Но мэрия как орган все-таки подотчетна не застройщикам, она должна заниматься отстаиванием интересов общества, города, отвечать актуальной текущей конъюнктуре.
Сегодня она заключается в поиске нового подхода к сохранению и преумножению исторического наследия, на основе которого должно идти развитие внутреннего туризма, о котором сейчас много говорится. Не случайно новый закон об ограничении этажности был спущен «сверху», этот вполне понятный месседж на места от федеральной власти. Полагаю, что найти компромисс между всеми заинтересованными сторонами, не допустить консервации или наоборот высотной экспансии это вполне реальная задача, которую можно и нужно решать. Это, конечно, при наличии желания, стремления выстроить свою работу так, чтобы найти компромисс между интересами бизнеса, общества и власти. Убежден, в этом вопросе данный процесс просто необходим.
Так что нас ждет в историческом центре города: консервация или развитие? На самом деле, все зависит от городской власти, если она возьмет себе за цель достигнуть этого развития, то добьется его. Если нет – то все будет как раньше: со скандалами, конфронтацией, судами и пресловутой «атмосферой ненависти» по градостроительной теме. На сегодняшний же момент можно констатировать, что риторика о «консервации» застройки все-таки несколько искажает реальную картину. Центр города активнейшим образом застраивается прямо сейчас, и это будет в любом случае происходить. И вот здесь уместно вспомнить, что в прошлом году администрация города Кирова многократно выдавала разрешения на отклонение от предельных параметров. Примеров масса: Молодой Гвардии, д. 15, д. 15а; Урицкого, д. 5; Казанская, д. 103; Ленина, д. 31; Труда, д. 13; Преображенская, д. 13; Молодой Гвардии, д. 42а; Казанская, д. 22. Эти дома все равно будут построены, даже при вступлении в силу нового закона.