Пулемёт из окна, азбука Морзе в упоре лёжа и спасение солдата. Градоначальники рассказали о своём армейском прошлом

Накануне Дня защитника Отечества в беседе с Первоисточником глава города Слободского Евгений Рычков, руководитель администрации Кирово-Чепецка Михаил Шинкарёв и первый заместитель администрации Котельнича Сергей Братухин рассказали о своём армейском прошлом.

На обидные слова ответили пулемётом!

«У нас принято говорить флот, а не армия», – сразу же меня поправил старший матрос, глава города Слободского Евгений Рычков. В течение двух лед будущий мэр проходил службу в Дважды Краснознамённом Балтийском флоте в части №506 Учебном Краснознамённом отряде подводного плавания имени Сергея Мироновича Кирова. Воинская часть располагалась в самом центре Санкт-Петербурга – на большом проспекте Васильевского острова, рядом с жилыми домами. Именно то, что совсем рядом протекала гражданская жизнь, запомнилось Евгению Анатольевичу больше всего.

– Ещё в «учебке» дело было. Нас отправили прибираться в музее нашего отряда, окна которого как раз выходят на противоположный дом, – с улыбкой вспомнил собеседник. – Вдруг из соседнего дома на балконе показались девушки и, естественно, кто-то из моих друзей стал знаками с ними объясняться – заигрывать. Барышни оживились, но в какой-то момент на том же балконе появился молодой человек. Возникла перепалка жестами, криками. Один из наших друзей схватил прямо в этом музей станковый пулемёт и поставил на подоконник. Барышни испугались и ретировались, зашторив окна! А нечего было моряков обзывать!

По словам главы города Слободского, служба в отряде подводного плавания имело для него большое значение, ведь его дед служил во флоте на Дальнем Востоке во время Великой Отечественной войны. Кстати говоря, Евгений Анатольевич до сих пор хранит в своём кабинете бескозырку.

– 23 февраля весь мужской мир делится на 2 половины: те, кто не служил и скромно опускают глаза, и те, кто говорят: «А мы были защитниками Отечества»! – отметил он.

Собеседник также признался, что армия, флот то есть, дал ему... профессию! Кроме того, что матрос Рычков проходил обучение по подводной тематике, он ещё служил в типографии, где издавалась газета.

– Когда я вернулся на гражданку, так получилось, что пошёл работать в районную газету, после чего поступил на журфак, потом стал писать про заседания городской думы, а дальше уже и я стал председателем этой сам думы, – поделился глава города Слободского.

Азбуке Морзе учились в упоре лёжа

Глава администрации города Кирово-Чепецка Михаил Шинкарёв был призван в Вооружённые силы сразу по окончании Вятского государственного педагогического университета – в 1996 году. Начинал службу в «учебке» под Санкт-Петербургом, где получил воинскую специальность «Радиотелеграфист коротковолновой радиостанции малой мощности». Здесь будущий сити-менеджер изучал азбуку Морзе. Интересно, что каждая буква и цифра была зашифрована... напевами. Например, буква «А» (точка-тире) пелась «ай-даа», буква «М» (тире-тире) – «маа-маа» и т.д.

– Тем, у кого со слухом всё в порядке, выучить «морзянку» легко, а вот если «медведь на ухо наступил» – всё сложнее, – вспомнил Михаил Анатольевич. – Запомнилась методика изучения – «в упоре лежа». Если у кого-то не получалось правильно напевать, то весь взвод вставал в упор лёжа и отжимался до тех пор, пока каждый курсант не выучит напев и не споёт правильно. Сейчас могут сказать: «Дедовщина!», но эффект был потрясающий – через очень короткое время все «пели» правильно.

Вторые полгода глава администрации служил под Тбилиси – в группе Российских войск в Закавказье – старшим механиком-водителем-электриком. Как раз полёт в эту страну и стал для военнослужащего Шинкарёва самым запоминающимся.

– Летели с военного аэродрома, но самолёт гражданский. Когда приземлились, нас прямо у самолёта посадили на вещмешки и окружили автоматчики. Промелькнула мысль: вот и поели фруктов (мы с товарищем в учебке добровольно вызвались лететь в ГРВЗ, думали в Грузии фруктов будет море), – рассказал глава администрации. – Оказалось, всё просто – нашим рейсом доставили зарплату всем частям ГРВЗ за несколько месяцев. Когда мешки с деньгами были погружены в машину, автоматчики уехали вместе с ними. А фруктов за 5 месяцев службы в Грузии так и не поели.

Армия, признаётся Михаил Анатольевич, навсегда отделила его взрослую жизнь от детства. Из Вооружённых сил Шинкарёв уволился в звании младшего сержанта.

Товарищ остался без штанов и сапог, но живой

А вот первый заместитель главы администрации города Котельнича Сергей Братухин и вовсе мечтал связать свою жизнь с военной службой. Уроженец Ижевска, в 1986 году он поступил в Тольяттинское высшее военное строительно-командное училище, где из молодых ребят готовили командиров взводов. Переносить все тяготы и лишения военной службы учились будущие офицеры в суровых условиях. В пример собеседник привёл маршбросок на 70 километров с полной боевой выкладкой и в тяжёлых климатических условиях – была осень, вовсю поливали дожди.

– У каждого на плечах было от 20 до 40 кг – вещмешки, палатки, шинели, полный набор магазинов, сапёрные лопатки – в общем всё, что можно было навесить на нас, – вспоминает Сергей Владиславович. – Нас учили хитростям: например, с портянками, чтобы не натереть мозоли, или заматыванием автоматов в полотенца. А когда идёшь столько километров каждая деталь очень важна. Это было достаточно сложно, кто-то не выдерживал. Его садили в машину и везли. Но когда училище появлялось на горизонте, мы с остатками физических и моральный сил запевали песни и строевым шагом доходили до корпуса.

После училища, обучение в котором продолжалось 4 года, лейтенант Братухин по распределению попал в Котельнич. Часть занималась строительством дорог в районе, связывала населённые пункты с муниципальным центром. Здесь не обошлось и без происшествий.

– Как-то копали в части траншею для прокладки коммуникаций. Как обычно был дождь. Работали солдаты из Средней Азии, которые плохо говорили на русском языке, а я за ними наблюдал, – рассказал Сергей Братухин. – Из-за дождей канава обвалилась и одного из них засыпало землёй прямо по горло. Сцена прямо как из «Белого солнца пустыни», вот только было не до смеха. Мы начали его откапывать дружно, в результате вытянули за руки. Достали без штанов и без сапог, но товарища спасли!

Воинская часть, в которой служил лейтенант Братухин, закрылась с развалом СССР – в 1992 году. Многие тогда разъехались по домам, но Сергей Владиславович решил не возвращаться в родной Ижевск и остался в Котельниче.

Подготовила Светлана Воробьёва

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn