Штрафы и возмещение ущерба: кому и когда вы (не) обязаны платить

Могу ли я повесить на двери своей квартиры табличку «Вход без шляпы цвета баклажана с бубенцами воспрещён, штраф — 100 рублей»? Конечно, могу. Вопрос в другом: имею ли я законное право этот штраф брать.

Каждый не раз видел таблички в магазинах и кафе, грозящие штрафом, например, за вход с собакой или употребление принесённых с собой напитков и еды. На всей территории Российской Федерации действуют законы Российской Федерации. И ни в одном из них вы не найдёте, что шопинг со шпицем под мышкой — административно или уголовно наказуем.

Так насколько легитимно со стороны предприятий взыскивать штрафы за подобные «нарушения», с точки зрения отечественного законодательства? За разъяснениями я обратилась к кировским юристам.

Как выяснилось, только уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления вправе накладывать штрафы. Обычно это полиция, гораздо реже, например, административная комиссия Ленинского района. Ни за какие проступки больше никто накладывать штраф не имеет права, а значит, никто такой штраф не обязан платить.

При любых попытках со стороны персонала кафе или магазина взыскать с вас штраф юристы рекомендуют сразу включать на телефоне диктофон, потому что нередко охрана не предлагает, а требует, а это уже состав как минимум административного правонарушения, как максимум — вымогательство. В этом случае вы сможете затем получить компенсацию.

Вы имеете право сказать «Не хочу, и всё» - и просто уйти. Единственное, что может сделать охрана, это вызвать полицию.

Есть и другой повод, по которому владельцы кафе и магазинов могут попытаться записать вас в должники: возмещение ущерба. За разбитую в кафе тарелку или бутылку вина в магазине, например.

Возмещение ущерба - явление другого порядка, это не штраф. Однако и в этом случае, как в предыдущем, его взыскание со стороны предприятия незаконно, особенно, когда речь идет об n-кратном размере.

Если вы разбили какую-то посуду в кафе или даже товар в магазине и не хотите платить, вы имеете право этого не делать. Во втором случае ситуация сложнее, но магазин еще должен доказать, что человек разбил, например, бутылку, стоящую в горке, умышленно. А если он разбил её не умышленно, то это магазин отвечает за расположение товара, а не покупатель.

За разбитую в кафе посуду посетитель может заплатить в том размере, в котором сам сочтет нужным. С учётом износа вещи, например. Думаю, автомобилисты этот принцип хорошо поймут: в случае ДТП ущерб считается с учётом износа. Так и здесь: тарелка ведь не новая.

Что же касается кратности, то кафе вправе выдвигать такие требования, но только через суд. Персонал может вызвать полицию, которая установит личность того, кто разбил посуду. После этого они могут смело обращаться в суд и требовать хоть 50-кратный размер. Другое дело, что кафе никогда этого не получит.

С правами предприятий и потребителей разобрались, а вот как быть, если персонал начинает вести себя невежливо или даже агрессивно?

Как я уже упоминала, при любых попытках персонала предъявить к вам какие-либо претензии, первым делом включайте на телефоне диктофон: если дело дойдёт до серьёзного разбирательства, вам понадобятся доказательства нарушения персоналом его полномочий.

Хитрые работники сферы обслуживания формулируют своё требование в форме предложения: они обтекаемо предлагают заплатить, угрожая какими-то неприятностями. В таком случае они закон не преступают, многие люди боятся и платят на месте. Глупые работники сферы обслуживания начинают требовать, и вот здесь уже, если разговор будет записан, легко самому посетителю получить компенсацию за моральный вред.

Охрана, кстати, ничего с вами сделать не может. Единственное — она вправе вызвать полицию и удерживать вас до её прибытия, но, если задержание окажется незаконным (вы ничего не крали, не нарушали общественный порядок), потом сможете получить компенсацию. Охранники могут применять силу только в соответствии с законом о частной охранной деятельности, в котором очень небольшой перечень оснований. Если же человек нарушает общественный порядок, охранники имеют право применить силу, но потом обязаны отчитаться — это тоже не всё так просто.

Резюмируем. В случае возникновения с персоналом кафе или магазина конфликтных ситуаций по описанным поводам, не тушуйтесь: если вы не барагозите, закон на вашей стороне. Постарайтесь задокументировать происходящее, привлечь свидетелей, а если ситуация выходит из-под контроля, решайте все вопросы с привлечением полиции и исключительно через суд.

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn