В понедельник указом врио губернатора Игоря Васильева и.о. министра здравоохранения области был назначен Андрей Черняев, прежде возглавлявший Кировский клинико-диагностический центр, а ещё раньше – Слободскую ЦРБ (свой путь там он начинал с должности врача-хирурга). Пообщаться с новым министром жаждали многие, и нам удалось побеседовать с ним в числе первых – на второй день после назначения. Для этого мне даже пришлось стать на время радиоведущей. Было это так: когда я узнала, что Андрей Вениаминович стал гостем радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове, я буквально ворвалась в студию к коллегам. Меня не только радушно приняли, но и внезапно предложили задать вопросы непосредственно в прямом эфире. Я слегка опешила (на радио мне предстоял дебют) и через четыре минуты уже сидела в кресле перед микрофоном, водрузив на голову огромные наушники. Нашлось, наконец, время рассмотреть собеседника: статный, высокий – во время эфира Андрей Вениаминович доказал своими конкретными, информативными ответами, что он соответствует образу руководителя не только внешне.
– Вы очень давно работаете в сфера здравоохранения, к тому же, будучи одним из лидеров Общероссийского народного фронта, знаете состояние нашей медицины не с парадной стороны, а изнутри. Вам не страшно было занимать эту должность?
– Страшно. Но это тот случай, когда «если не мы, то кто?». Я осознаю, что проблемы есть, но также понимаю, что по ряду из них уже намечены примерные решения. В частности, это касается доступности медицины. Сейчас мы этим плотно занимаемся, и, я думаю, уже к пятнице будут готовы определённые решения по поводу того, каким образом переформатировать и маршрутизацию пациентов, и количество пациентов по учреждениям, как быстрее открыть новые кабинеты, в том чисел доврачебного приёма, которые будут заниматься выдачей всевозможных справок без участия терапевта. Это позволит терапевтам освободить немного времени для других пациентов.
– В числе ваших первостепенных задач, в частности, названо усовершенствование логистики приёма. Почему, по-вашему, сейчас порой тяжело записаться на приём, в том числе посредством электронной регистратуры? Дело ведь не только в нехватке специалистов, как я понимаю.
– Как в театре всё начинается с вешалки, так и в медучреждении всё начинается с регистратуры. У меня уже был опыт создания регистратуры нового типа, где есть электронная запись пациента, причём регистратор сидит не за ограждением – это живое общение за столом. К сожалению, на сегодняшний день регистратор не может полностью решить проблему записи на приём без помощи руководителя. Рассмотрим ситуацию. Выложили 50% талонов в электронную регистратуру, на них записались, все талоны заняты. Человек обращается непосредственно в регистратуру. У сотрудника система перед глазами и, если нет свободных мест, он должен записать в лист ожидания. И дело руководителя – вывести дополнительные часы того доктора посреди недели или с какого-то участка доктора перевести и т. д. А что происходит сейчас? В кабинете чаще всего выдаётся бумажное направление, и пациент с этим направлением идёт в регистратуру. Регистратор говорит «приходите через месяц», и создаётся скрытая очередь, и она неуправляема: её не видит ни один руководитель, потому что сколько этих бумажек выдано, никто не знает.
Андрей Черняев в числе 120 кировчан сделал прививку против гриппа в мобильном прививочном пункте.
– Другой задачей озвучено создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи. «Скорая» будет приезжать быстрее?
– Основная концепция этого нововведения нацелена на то, чтобы доезд «скорой помощи» был в нормативах, определённых территориальной программой госгарантии. Сегодня доезд в городе составляет 20 минут, за пределами – 40 минут. Система позволяет в электронном виде передавать вызовы непосредственно на планшет того человека, который находится в ближайшей машине или по ближайшему адресу. И если он занят, то он может проинформировать диспетчера, и по месту вызова будет направлена другая машина. В небольших районах такая проблема: там работает один фельдшер, он же диспетчер. Если он работает на стационарном телефоне, он уехал – связи нет. Там остаётся санитарка, соединилось-не соединилось – это не её функционал. Решение такое: принимать вызовы на единый номер, а дальше этот вызов будет перенаправляться ближайшей бригаде, которую видно на экране диспетчера. Причем он сможет понять, нужна ли помощь специализированной бригады, например кардиологической помощи. Интернет есть не везде, поэтому пока где-то останавливаемся на варианте смс-информирования, но это работа многоэтапная, и она будет продолжаться. Наша цель сделать так, чтобы бригада «скорой помощи» как можно быстрее попадала к пациенту, потому что цена вопроса – человеческая жизнь.
– Прежде вы возглавляли клинико-диагностический центр. Перенесёте ли на другие учреждения ту организацию работы, которая была выстроена там?
– Большую часть – да. Это новая регистратура, кабинеты доврачебной помощи, кабинеты первичного приёма. Всё это реально помогает врачам высвободить дополнительное время для приёма пациентов. Также мы активно внедряли прозвон накануне приёма: придёт человек или нет, потому что если он записался за две недели до приема, то в 30% случаев уже успел решить проблему. Так у регистратора появляется возможность записать в освободившееся «окошко» другого пациента.
– Есть уже мысли о том, как и за счёт чего освежить и усилить работу министерства?
– Все управленческие решения должны быть согласованы с финансами, которые есть на этот год и будут выделены на следующий. Не мне вам рассказывать об экономической ситуации в стране, и денег на здравоохранение в следующем году поступит меньше, что потребует определённых управленческих решений.
– На новой должности продолжите ли заниматься общественной деятельностью?
– Часть общественной деятельности, к сожалению, мне уже пришлось завершить. В пятницу (16 сентября – прим. ред.) я сложил полномочия депутата Слободской городской думы. Также несовместима должность сопредседателя ОНФ и и.о. министра здравоохранения. Я думаю, в течение месяца будет созвана конференция, на которой мне придётся сложить и эти полномочия – в связи с действующим законодательством. Что касается Ассоциации медицинских работников, когда я был главврачом, я находил время заниматься и работой по защите медработников. Но сейчас, думаю, будет правильнее, чтобы Ассоциацию возглавил другой человек, потому что мне просто не найти достаточно времени, хоть я и не открещиваюсь от оказания помощи Ассоциации. Но лучше я отдам своё детище в хорошие руки, потому что иначе это будет «ни там – ни там».
Беседовала Влада Исакова
Досье
Черняев Андрей Вениаминович
Дата и место рождения: 20 октября 1964 года, посёлок Лальск Лузского района.
Образование: 1981-1987 – обучение в Саратовском государственном медицинском институте по специальности «Лечебное дело». После окончания института проходил интернатуру по хирургии на базе медсанчасти Кировского машиностроительного производственного объединения им. XX партсъезда.
Карьера: С 1988 года – врач-хирург Слободской ЦРБ;
1989-1991 – служба в Вооружённых силах в качестве начальника медслужбы воинской части;
1991-2009 – врач-хирург Слободской ЦРБ;
2009-2013 – главный врач Слободской ЦРБ;
2013-2016 – главный врач Кировского клинико-диагностического центра;
С 19 сентября 2016 года – и.о. министра здравоохранения Кировской области.
Семья: женат, имеет сына и дочь.