– Ирина, программе «Деловая среда» уже 10 лет. В чём секрет такой живучести?
– Да, проект существует с 2006 года – с того момента, когда на малый бизнес начали обращать внимание и поняли, что он есть основа экономики. Мы начинали эту передачу с управлением по поддержке предпринимательства, которое затем выросло в министерство. Программа оказалась очень востребованной, тогда про малое предпринимательство вообще никто не говорил, а мы стали рассказывать, как люди создают бизнес, показывать, что это обычный человек с супер-работоспособностью и умением брать на себя ответственность. Одна из самых главных задач телевидения – рассказывать людям о людях, и мы с помощью «Деловой среды» её осуществляем. Мы стараемся делать не сугубо новостные сюжеты, которых сейчас много, а именно показывать «человека в мире предпринимательства».
– Телевидению вы посвятили большую часть своей жизни. Помните, как вы пришли на ТВ? Что послужило причиной выбора профессии?
– Вообще моя деятельность началась с печатной журналистики: я много лет проработала в газете и знала об организации работы в этой сфере всё от начала до конца. На телевидение меня буквально за руку привели в 90-е годы. Тогда нам открылись ворота в другую жизнь, на ТВ это было время споров, новых проектов. Поначалу я вообще ничего не понимала, потому что у всех опытных сотрудников была круглосуточная загруженность, и никто обучением заниматься не мог. Потом я училась в «Останкино». С практикой сфера телевидения становилась всё более близкой и понятной.
– Чем вам запомнился первый эфир? Сильно волновались?
– Это были авторские новостийные выпуски, 1992-3 й год, Назывались НПН («Наши последние новости»). Сами снимали, днём монтировали – а вечером в эфире! Безумная работа, но очень интересная – сплошной драйв.
Было и страшно, и волнительно. Ты смотришь в тёмный объектив камеры, а там тысячи глаз зрителей. Мы ведь работали в прямом эфире, без суфлёров, текст старались по максимуму запомнить, чтобы не опускать глаза в бумажку.
– Какие сюжеты телепередач из вашей практики вам запомнились больше всего?
– Их очень много, на вскидку и не скажешь. Но в первую очередь это даже не сюжеты, а люди: за годы работы я обрела огромное количество интереснейших друзей в самых разных сферах. Они становились героями передачи, а потом героями моей жизни.
– Были на съёмках курьёзные ситуации?
– Как-то мы долго не могли договориться с Аллой Пугачёвой об интервью, и вот, наконец, она согласилась. Интервью должно было состояться после концерта, а мы решили её снять на камеру ещё до, чтобы, так сказать, живьём показать артиста. И подкарауливали Аллу Борисовну у входа – ждали, когда она пойдёт на репетицию. А тогда были громоздкие камеры, весом в 16 кг. Спрятать их невозможно. И вот наш оператор сходу наскакивает на неё с камерой, а она поворачивается и говорит: «Это непрофессионально – снимать артиста, когда он ещё не готов к выступлению». Мы моментально ретировались и быстренько в студии поменяли оператора. Вернулись и стоим в фойе, ждём её. А Алла Борисовна очень обиделась. Проходит, видит эту нашу камеру – другой тогда не было, не поменяешь – и спрашивает: «Это не вы ли тут были?». Мы давай отпираться, мол, это другой канал, а тогда кроме ГТРК «Вятка», по-моему, и каналов в городе больше не было. В общем, как-то выкрутились и интервью всё-таки состоялось.
– Если бы вы не стали телеведущей, какую профессию бы выбрали?
– Я бы работала с живым материалом. Занималась, может, не напрямую сельским хозяйством, но хотя бы выращиванием цветов. Наверное, это связано с тем, что я всё время работаю с техникой и иногда разве что не пронизана проводами, так что меня всегда тянуло к природе. На даче я даже радио не включаю – хочется заземлиться.
– Насколько я знаю, у вас известные родители. Мама – Аэлита Ткачук, певица и актриса, папа – Юрий Квятковский, работник цирка. Они как-то повлияли на ваш выбор публичной профессии?
– Скорее, наоборот. Когда у тебя такие родители, много известных людей всё время вращаются рядом, и ты видишь всю эту специфику. Я никогда не хотела быть ни актрисой, ни певицей. Я вообще собиралась стать тихим, спокойным специалистом – театроведом. Но потом разочаровалась в этой профессии. Родители были постоянно на гастролях, иногда и меня брали, но в целом я – ребёнок с бабушкиным воспитанием.
– Расскажите о своих увлечениях: как обычно проводите свободное время, отпуск?
– Честно говоря, часто в свободное время хочется лечь на диван и ничего не делать. А вообще я очень люблю заниматься йогой, плавать в открытых водоёмах.
– Любите путешествовать?
– Конечно, очень! Когда чувствуешь, что прорастаешь на одном месте, надо себя отрывать. Я очень лёгкий на подъём человек, мне достаточно сказать: «Поехали!», и я сразу начинаю перестраивать графики и искать возможности. Конечно, на хрупких плечах современного человека лежит слишком многое, и просто так уехать куда-то далеко и надолго сложно, но иногда два-три дня, если они насыщены событиями и особенно экстремальным отдыхом, позволяют почувствовать перезагрузку, как после полноценного отпуска.
– А ваше сердце сейчас занято?
– На данный момент оно занято моей собакой: у меня трёхлетний бивер-йорк Ангелика. Не знаю, как меня уговорили взять собаку, при моём режиме работы это просто жуткая авантюра. Не была уверена, что смогу подарить собаке столько любви, сколько она будет дарить мне. Но, несмотря на все сомнения и страхи, теперь мы живём душа в душу, и я даже беру её иногда на съёмки.
Влада Исакова
Досье:
Квятковская Ирина Юрьевна, телеведущая
Место рождения: город Киров.
Образование: высшее.
Семейное положение: не замужем.
Любимая книга: «Записки Ильфа и Петрова».
Любимый фильм: фильмы Леонида Гайдая.
Любимое блюдо: азербайджанский тёплый салат аджапсандал.
Жизненный девиз: Если не знаешь, что делать – делай шаг вперёд.