Именно такие вопросы волновали старшеклассников, собравшихся 28 октября 2017 года на факультете филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета, где прошел литературный квест для будущих абитуриентов «Крылатое слово писателя». В этом увлекательном и познавательном событии приняли участие более восьмидесяти старшеклассников из разных школ Кирова и Слободского. Учащиеся объединились в 16 команд. Больше всего участников представила кировская школа № 51 – 36 человек, это шесть команд из четырех классов.
Организатором квеста стала кафедра русской и зарубежной литературы и методики обучения, активное участие в подготовке приняла и кафедра русского языка, культуры речи и методики обучения. Все преподаватели готовили задания, вели работу станций, оценивали ответы учащихся. В работе квеста активно участвовали и студенты: в качестве кураторов школьных команд, в качестве помощников руководителей станций и в жюри.
Каждая из команд должна была пройти по заданному маршруту из шести станций, на каждой станции предлагались разнообразные задания, в ходе выполнения которых проверялись знания старшеклассниками русской и зарубежной литературы, устного народного творчества, древнегреческой мифологии, были и творческие задания, позволяющие участникам проявить свои литературные и актерские таланты.
Победителями литературного квеста стали учащиеся 11 А класса МОАУ СОШ № 8 г. Кирова Дарина Костицына, Анна Паршина и Дарья Покидкина. Несмотря на то, что команда была самой малочисленной, им удалось справиться со всеми заданиями лучше других. Второе место завоевала команда 10 Б класса МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова, третье место поделили две команды: 11 Б класса из той же школы № 51 и 11 А класса из МБОУ СОШ № 14 г. Кирова.
Вот некоторые отзывы участников квеста.
Ольга Михайловна Валова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, руководитель станции «Древнегреческие сюжеты и образы»:
На этапе «Античная литература» ребятам надо было справиться с четырьмя заданиями. Во-первых, определить мифологический сюжет или узнать образ, связанный с античной мифологией. Многие узнали «Пана» М. Врубеля, «Похищение Европы» В. Серова, «Рождение Венеры» С. Боттичелли и др. Удивительно, что только одна команда узнала «Данаю» Рембрандта и еще интереснее, что другая команда вспомнила о длительной реставрации и ее причинах, но ничего не сказала ни о героине, ни об авторе.
Письменная часть заданий заключалась в определении значения фразеологических оборотов и античных мифов, связанных с их появлением. Кроме того, ребятам предлагалось «дописать» мораль к басням Эзопа. Это задание было, пожалуй, наиболее сложным, поскольку оценивалось соответствие оригиналу, но угадать замысел древнегреческого автора не удалось практически никому.
Заключительная часть испытаний – декламация – позволила ощутить торжественность и величавость поэтического слога древнегреческих мастеров, и многие интерпретации вызвали искренние аплодисменты.
Есть, над чем работать: мифологические сюжеты, которые в нашей обыденной жизни встречаются на каждом шагу в названиях учреждений, рекламных образах, в произведениях искусства в большинстве случаев, к сожалению, ничего не говорят школьникам.
Вячеслав Алексеевич Поздеев, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, руководитель станции «Устное народное творчество»:
Школьникам надо было выполнить три задания. Первое - дописать 10 пословиц. Школьники с заданием справились, что показывает знание пословиц и народных выражений. Однако были несколько трудных случаев, в которых фантазировали, придумывая различные завершения. Второе задание - определить жанр отрывков из фольклорных текстов. Это задание было более трудным, оно содержало 12 текстов. Естественно, что учащиеся в школе изучали только самые значимые фольклорные жанры: былины, сказки, лирические песни, частушки и др. Сложнее им было определить обрядовый фольклор, баллады. Очень хорошо учащиеся определяли жанры детского фольклора. Одно из заданий нашей станции - написать волшебную сказку на школьную тему. Это самое интересное и, пожалуй, самое смешное задание. Перед написанием преподаватель напоминал о сюжете, композиции, о героях и антагонистах сказки. Большинство сказок, сочиненных учащимися, начинались так: "В некоторой школе (лицее), в некотором классе...". Героями сказок были простые ученики, антагонистами - учителя и даже директора школ. Было смешно, как зеленый учитель химии преображался в доброго учителя, как ленивый ученик искал средства для того, чтобы без труда выполнить домашнее задание. В сказках появлялся злой ЕГЭ, которого знаниями побеждал ученик. Все сказки заканчивались традиционно: добро, знания, побеждали зло и лень.
Владимир Викторович Двоеглазов, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, руководитель станции «Русская литература XIX века»:
Мы увидели наше внимательное, заводное, творческое, открытое поколение школьников-выпускников 2017-2018 учебного года. Однако в ходе общения, выполнения различных заданий выяснилось, что неплохо бы вновь внимательно, несуетно перечитать и «Горе от ума», и «Евгения Онегина», и «Отцов и детей». И чуда без добра не будет: «Спасибо»,– говорили ребята, переходя на новую станцию. – «Успехов!» – отвечали мы, надеясь, что состоявшаяся встреча, совместный труд как “добрые дела не разлетятся дымом”.
Юлия Сергеева, студентка 2 курса ФФМ, была куратором команды 10-х классов из школы № 14 г. Кирова и имела возможность побывать со школьниками на всех станциях:
Старшеклассники проверяли свои знания в области русской классической, зарубежной, древнегреческой литературы и устного народного творчества. Необходимо отметить, что задания были ориентированы как на базовые школьные знания, так и на дополнительные, «энциклопедические». Многими было замечено, что наиболее трудной оказалась станция «Древнегреческие сюжеты и образы». Это можно объяснить тем, что в школах в связи со сдачей ЕГЭ большее внимание уделяется изучению русской литературы.
Литературные способности старшеклассников проявились на станции «Русское устное народное творчество», где участникам в сжатый срок необходимо было составить сказку в лучших фольклорных традициях, придерживаясь чёткой структуры и помня об особенностях жанра. Несмотря на непростые условия, в сказках прослеживалась ирония, а иногда и мораль. И конечно, так как творческий процесс мало восприимчив к условностям и рамкам, среди сказочников не могли не появиться новаторы.
Ярче всего творческий потенциал участников раскрылся на станции «Живая классика», где школьникам нужно было инсценировать отрывок из произведения. Смена джинсов на длинные платья XIX века и сюртуки помогла старшеклассникам раскрыться, а в ком-то обнаружила актёрские данные.
При создании блога литературного героя участники воспользовались возможностью осовременить классические образы. Страничка Чацкого, Раскольникова, Шарикова в социальной сети – открытое для креатива поле. Некоторые участники сделали ставку на юмор, эстетику, кто-то вложил в свою работу скрытый смысл, обнаружил понимание подтекста произведения.
Мне как куратору было интересно оценить уровень знаний, имеющийся у школьников. Приятно видеть отличное знание предмета, умение нестандартно мыслить и грамотно излагать свои мысли. Собранность участников в течение всего четырёхчасового квеста достойна уважения.
Елизавета Мартемьянова, студентка 5 курса ФФМ, выполняла роль помощника руководителя станции «Загадка художественного текста»:
Прошедший литературный квест оставил самые добрые воспоминания: во-первых, порадовало количество участников, во-вторых, преподаватели очень постарались и составили действительно интересные и разнообразные задания, так что каждый школьник мог себя проявить в чём-либо. Несмотря на довольно внушительный объём работы на каждой станции, «литературные путешественники» погружались в материал, за ограниченное количество времени пытались сделать как можно больше, бурно обсуждали возникавшие вопросы – по-настоящему старались.
Как помощник преподавателя на этапе «Загадка художественного текста» могу отметить, что участники с интересом выполняли привычную работу (анализ лирического произведения). Что-то показалось лёгким, уже знакомым, а что-то вызвало затруднения, причём почти во всех командах возникали одни и те же вопросы. Камнем преткновения стала задача кратко и ёмко обосновать свою позицию.
Несомненно, прошедшее мероприятие пошло на пользу как участникам, юным литературоведам, так и организаторам. Школьники на несколько часов оторвались от привычных развлечений (интернет, телевизор, гаджеты) и погрузились в мир литературы, получили шанс прочувствовать атмосферу филологического факультета, познакомились с замечательными преподавателями. Для нас, будущих учителей, квест стал своего рода педагогической практикой, кроме того, преподаватели и студенты филологического факультета ещё раз доказали, что они одна сплочённая команда.
Надеюсь, что участники не пожалели о времени, проведённом в стенах нашего факультета, и вскоре вернутся сюда уже в качестве студентов.
Мария Кондратьева, 10б класс, МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова:
Впервые посетив литературный квест, я осталась очень довольной. Это был невероятный опыт, благодаря которому я поняла, что мне нужно еще читать и читать. Чувствовалась душевная атмосфера мероприятия. Больше всего мне понравилось составлять блог литературного героя. У нашей команды он получился невероятно ярким, красивым и наполненным цитатами для жизни. С большим удовольствием побываю на таком квесте еще раз.
Григорий Шахтарин, 10б класс, МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова:
Несмотря на то, что литературный квест проходил около 4 часов, время пролетело быстро и незаметно. Меня поразил высокий профессионализм преподавателей (каждый этап проводили только кандидаты и доктора филологических наук), их было приятно слушать. Также меня восхитил подбор заданий: анализ поэтических текстов, составление сказки, литературные марафоны и конкурс актерского мастерства «Живая классика». У меня и у команды в целом сложилось только положительное впечатление о прошедшем квесте. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие мероприятия станут традиционными. Огромное спасибо студентам и преподавателям факультета филологии и коммуникаций ВятГУ.
Материал подготовлен профессором кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения Анной Геннадьевной Масловой.