Пустующие школы; учителя, вышедшие на пикеты на площади; школьники, которые вместо занятий сидят на работе у родителей... Забастовка педагогов Кировской области в 1996 году, была криком отчаяния – голодающие преподаватели месяцами не получали зарплату. Вот, что пишут газеты того времени...
= Чаша терпения переполнена
Забастовки такого масштаба город не знал, пожалуй, с 1917 года. Не работают 65 из 70 общеобразовательным школ города, 44 из 106 городских дошкольных учреждения, 3 УПК, 3 ШРМ. С четверга к мероприятию присоединяются ещё 12 детских садов Нововятского района и несколько городских школ... Чешут ли головы по этому поводу в Москве, пока неизвестно. (27 ноября 1996, «Вятский наблюдатель»)
= «Сидим в дерьме»
5 декабря состоялась конференция забастовочных комитетов школ областного центра. Перед тем, как собрались забастовщики, директора школ вели разговор о поддержке требований бастующих... Пожалуй, самым эмоциональным было выступление директора 29-й школы-гимназии Александра Галицких (коллектив его школы до сих пор воздерживался от забастовочных действий, но с 9 декабря решил присоединиться к бастующим). «Все мы сидим сегодня в дерьме, и сами в этом виноваты, – сказал он. – Даже в этом зале до сих пор висит плакат: «В подвижничестве учителя – будущее нации». А надо бы: «В оплаченной работе учителя – будущее нации».
Особую озабоченность директорского корпуса вызывает то, что недофинансирование школ делает учебу в них буквально опасной для жизни и здоровья учащихся: во многих школах нет даже медикаментов и элементарных моющих средств (6 декабря 1996, «Вятский наблюдатель»).
= Вместо зарплаты – консервы
Забастовка работников образования, начавшаяся 26 ноября, продолжается уже четвертую неделю. Однако сдвигов в выполнении требований педагогов почти никаких не наблюдается. Разве что предложенные в счёт октябрьской зарплаты продуктовые наборы... «Но тогда кроме консервов положите нам туда ещё и зубную пасту, и дешёвый крем, ведь мы в большинстве своём – женщины...» – прозвучало в одном из выступлений. (20 декабря 1996, «Вятский наблюдатель»)
– У каждого, наверное, был свой способ выжить в этих условиях, – рассказывает директор школы № 28, Заслуженный учитель России Николай Целищев, чьё начало руководящей деятельности пришлось как раз на 1991 год. – Кто-то затянул потуже пояс и уменьшил свои аппетиты, кто-то отдался полностью работе, стараясь не замечать бытовые сложности... Но самым простым, конечно, было бросить то место, где не платили и найти то, где платят. Ушло очень много людей – людей, которые любили свою работу и могли бы ещё много чего сделать в образовании.
Ситуация по ту сторону баррикад не обнадёживала. Властям Кировской области, не получившим в то время поддержки вышестоящих органов, оставалось лишь просить у педагогов терпения. Депутат Заксобрания Анатолий Чурин, возглавлявший органы управления образованием с конца 80-х вплоть до 2015 года, вспоминает, что так реагировать на кризис было «неимоверно тяжело»:
– Мы не предполагали тогда, что перебои с зарплатой продлятся восемь лет, и только в 2004 году учительству были выплачены последние долги. Все восемь лет вопросы зарплаты были на первом плане в работе департамента образования. Мы точно знали, в каких районах и даже школах складывается напряженная обстановка. Постоянные выезды на места, встречи с педагогическими коллективами позволяли, насколько было возможно, не допускать открытого противостояния и остановок работы школ. Было неимоверно тяжело встречаться с учителями и просить их не бросать работу. И, сейчас, спустя много лет, я благодарен вятскому учительству за стойкость и преданность детям и своей профессии.
Детские сады закрылись
Как подчёркивает Анатолий Михайлович, 90-е годы в нашей области, как и везде, разразился демографический кризис.
– Его последствия, прежде всего, отразились на дошкольном образовании. Резкое сокращение рождаемости привело к тому, что из 1,5 тыс. детских садов, работающих осталась одна треть. Область потеряла не только здания, без работы осталась почти половина работников дошкольных учреждений, – вспоминает Анатолий Чурин.
На пути к оздоровлению
Переломным годом в российском образовании, по мнению экспертов, стало начало 2000-х. Придя к власти, президент Владимир Путин призвал бизнесменов активно участвовать в отечественном образовании. Глава государства подчеркнул, что результативность реформы образования должна характеризоваться его качеством и доступностью.
Уже в 2001 году Правительств РФ выделило более 2 млрд рублей на масштабную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ, две трети – сельские школы). Во все сельские школы в 2001 году впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы. В 2000 году была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям, а в 2001 году более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки работникам образования. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 год образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финансирование обороны. Впервые после долгого перерыва вузам стали выделять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, библиотеки, учебное оборудование, капремонт и капстроительство.
Школы мечты
В последние четыре года системе образования, в том числе вопросам оснащённости и ремонту школ, стало уделяться более пристальное внимание. Начиная с 2014 года в 93 школах в Кировской области был проведён капитальный ремонт.
– Что касается нынешнего времени, то у нас прошёл капитальный ремонт, мы полностью оснащены всем современным оборудованием, поэтому мы можем себе позволить уже говорить о развитии, а не о существовании, – говорит директор школы №28 Николай Целищев. – В 90-х школы просто не ремонтировались, так как не хватало денег – естественно, раз их не хватало даже на зарплату, на то, чтобы люди просто приходили и работали, ничего не было ни на развитие, ни на оснащение, ни на ремонт.
Кроме того, с 2014 год в регионе было построено 6 новых школ. Так, например, школу на 1000 учеников в кировском микрорайоне Зиновы, открытую 1 сентября 2017 года, благодаря современному оборудованию назвали «школой мечты». Это первая построенная в городе школа за 20 лет.
На её строительство потратили 593 млн. рублей (307 млн. рублей выделили из федерального бюджета, почти 216 млн. – из городских денег и 70 млн. – из областного бюджета). Ещё на 83 млн. рублей из городского бюджета закупили оборудование и мебель.
В школе есть актовый зал на 396 мест, большой бассейн, спортзал площадью 700 кв.м., футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная и игровая площадки. В каждом кабинете – интерактивный комплекс: проектор, интерактивная доска, две маркерные доски. У всех учителей есть компьютер с выходом в интернет, ноутбук и нетбук.
Отметим, что это пилотный проект государства, по которому в регионе будут строить школы с новым оборудованием. Следующую такую откроют в Урванцево в этом году. А до 2020 года новые школы будут построены микрорайоне Чистые Пруды города Кирова (на 1000 мест), в Зуевке (на 825 мест), в Нолинске (на 500 мест). Также правительством области прорабатывается вопрос о строительстве в 2019 году школы в центральной части Кирова на 1200 мест.
Новые детсады
Кроме того, к концу 2019 года в Кирове будут построены шесть новых детских садов.
– Они появятся в развивающихся районах Кирова: два в Чистых прудах, по одному на улице Торфяной (микрорайон Озерки) и улице Энтузиастов (микрорайон Урванцево). Также дошкольные учреждения будут построены в Нововятском районе и в микрорайоне «Ёлки-парк», – рассказывает зампред правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.
Таким образом, в городе будет создано 720 мест для детей в возрасте до 3 лет и не менее 720 мест для детей старше 3 лет.
Наука и вузы
Начиная с 2000-х годов ситуация стала кардинально меняться как в высшем образовании, так и науке. Многие ещё помнят, как после развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто, зарплата учёных опустилась ниже уровня выживания. Ассигнования на гражданскую науку за 1990-1995 годы снизились в 4,4 раза. С учётом того, что безотлагательно требовалось финансировать поддержание материально-технической инфраструктуры науки (здания, энергия, коммунальные услуги), затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз.
Положение было катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно не только рядовым, но и крупным учёным, началось массовое бегство заслуженных и наиболее способных молодых учёных за рубеж.
– В последние годы внимание власти к деятельности вузов существенно возросло, – отмечает ректор ВятГУ Валентин Пугач. – Возросла и поддержка. Каждая из программ господдержки сопровождается существенными суммами, обеспечивающими развитие вузов.
По словам собеседника, в последнее время произошло изменение отношения к качеству высшего образования. От «престижа вообще» к престижу качественного высшего образования. Реформы вузовской сети позволили абитуриентам делать выбор в пользу вузов, ведущих практикоориентированную подготовку, обеспечивающих выпускнику не только интересную учебу, но и возможность трудоустройства.
– Последнее десятилетие для университета это годы активного развития, – говорит Валентин Николаевич. – Университет за счёт конкурсных средств отремонтировал студенческие общежития, учебные корпуса; существенно обновлена материально-техническая база, закуплены новые компьютерные классы; для центра превосходства и центров компетенций приобретено новое лабораторное оборудование. Из последних примеров – открытие студенческих коворкингов в первом, четвертом, шестом учебных корпусах в декабре 2017 года.
В помощь выпускникам
Власти Кировской области неоднократно подчеркивали, что образование – основа развития региона. Последние реформы в этой сфере направлены на решение двух основных задач – целевую подготовку кадров под фактические нужды экономики и сокращение оттока молодежи из региона.
Для формирования областного заказа на новые кадры правительство Кировской области с 2017 года уплотнило работу с предприятиями и организациями. С целью точечного подбора рабочих мест в сентябре открылся Центр содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Сейчас сюда поступает вся информация о необходимых предприятиям специалистах, что позволяет организовывать для студентов практику и следить, чтобы выпускники нашли работу, которая отвечала бы областному заказу.
Создание опорных школ
Одной из важнейших реформ последнего времени является создание в Кировской области опорных школ. Ещё в 2010 году правительство нашего региона предугадало федеральный запрос и создало областные государственные школы. Сперва главной задачей таких учреждений был переход на новые образовательные стандарты, чтобы делиться опытом с остальными, муниципальными школами. Но в 2017 году был запущен федеральный проект по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления на уровень субъектов, и область выступила пилотным регионом по его реализации.
С 2018 года опорная школа формируется в каждом муниципалитете региона. Благодаря этому дети смогут получать знания дистанционно (с помощью Интернета), независимо от места проживания. Педагогам, работающим сразу в нескольких школах, будут предоставлены автомобили. Для обслуживания «мобильных» учителей и школьных автобусов будет создана единая транспортная служба. Всё это должно решить проблемы нехватки учителей, старения учительского корпуса, износа материально-технической базы, потребности в автобусах для подвоза учеников из небольших населённых пунктов.
По задумке властей опорные школы также должны стать районными центрами притяжения. Новые учреждения будут строиться с бассейнами, концертными и спортивными залами, школами искусств, кинотеатрами и общежитиями для детей из сельских поселений. Пока часть учеников будет учиться в первую смену, другие будут заниматься спортом и посещать различные кружки, и наоборот. Но главное – после завершения учебных часов культурные и социальные объекты будут открыты для посещения всех желающих: дошкольников, пенсионеров, молодых семей. Первый такой проект будет реализован на базе опорной школы в Нолинске.
Губернатор Кировской области Игорь Васильев:
– Образование тесно связано с развитием экономики региона. Человеческий капитал – может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передает суть. Для Кировской области оно верно вдвойне, поскольку у нас другого капитала нет. Нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Сегодняшние школьники, принимая решение уехать из региона или остаться, решают не только свою судьбу, но и определяют будущее области. Мы не должны никого удерживать, однако обязаны создать все условия для получения качественного образования и гарантированного трудоустройства нашей молодежи.
Цифры
Детские сады
14 233 новых мест в детских садах создано с 2013 года, построен 21 детский сад
251 объект дошкольных образовательных учреждений отремонтирован в 2016-2017 годах
На 82% выросли зарплаты педагогов детсадов с 2012 года
Школы
6 новых школ построено с 2014 года
215 школ отремонтировано в прошлом году, 93 школы получили капитальный ремонт с 2013 по 2017 год
47 школ области получили статус опорных школ, 29 учреждения переданы в подчинение областным органам самоуправления
81 новый автобус поставлен школам Кировской области в 2016-2017 годах
Алексей Петров