Кировская область: с 1990-х и до наших дней. Дороги и благоустройство

«Первоисточник» продолжает проект «Кировская область: с 1990-х и до наших дней», в котором мы вспоминаем, как менялась жизнь в регионе на протяжении двух последних десятилетий. А в этом номере остановимся на дорогах и благоустройстве.

1209

«Зона военных действий»
Середина 90-х годов ознаменовалась быстрым развалом всей экономики в целом и автодорожной отрасли в частности. Нехватка финансирования привела в тому, что дорожное строительство практически встало. Если с 1988 по 1995 год только в Кировской области было построено 3284 км дорог общего пользования, то с 1996 года по начало 2000-х – всего 243 км.

– Люди, которые говорят, что у нас сейчас плохие дороги, очень быстро изменили бы своё мнение, если бы попробовали на машине доехать из Кирова до Москвы в 2000 году, – рассказывает ведущий и автор автомобильной программы «Пункт назначения» на телеканале «ТНТ 43 регион» Виталий Трейден. – Вся дорога, начиная от Советска, представляла собой зону военных действий. Участок от Свечи до границы Кировской области – 50 километров – нужно было ехать два часа.

В условиях ограниченного бюджета регионы едва ли могли рассчитывать на федеральную поддержку, и вынуждены были обходиться своими силами. Государство выделяло деньги на строительство и ремонт только перспективных дорог: например, трассы Москва-Санкт-Петербург, дороги на Беларусь, в Краснодар и другие.

Хуже дороги – больше ДТП
Из-за низкого финансирования подрядчики не имели возможности своевременно ремонтировать дороги, что, в свою очередь, приводило к увеличению числа ДТП. Так, количество аварий, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями с 1995 по 2005 год выросло в регионе в 2,4 раза. Количество людей, погибших в таких авариях, – почти в 3,6 раза.

– В силу специфики своей работы раньше мне приходилось очень много ездить по дорогам нашей страны. И я могу сказать, что в 90-е годы дороги в России были очень опасными, – комментирует глава администрации Кирова Илья Шульгин. – Это касается и ям, и каких-то других дефектов полотна, которые приводили к многочисленным смертельным авариям. Я хорошо помню цифры статистики: на конец 90-х годов стабильная цифра по числу погибших в ДТП россиян в год составляла от 32 до 36 тыс. человек.

Печальную статистику удалось переломить только ближе к середине «нулевых». Снижению числа жертв также способствовала и федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», инициированная в 2005 году Владимиром Путиным. В настоящее время она продлена до 2020 года.

Благодаря этой программе к 2017 году количество людей, погибших в авариях, удалось снизить до 19 тысяч.

– Безусловно, это тоже очень много, но мы видим, что число погибших стабильно снижается. Это говорит о том, что к этой теме привлечено огромное внимание правительства России и президента Владимира Путина, – отмечает Илья Шульгин.

Есть, с чем сравнить
Последние пять лет дороги в Кировской области находятся во вполне приемлемом состоянии, считает Виталий Трейден.

– Наверное, самая лучшая дорога в Кировской области сейчас – это участок от нового моста и до федеральной трассы «Вятка», через Гирсово и Мурыгинский поворот. Эта дорога находилась в прекрасном состоянии без капитального ремонта почти восемь лет. В прошлом году её слегка подлатали, поскольку появилась небольшая колейность и ямки, – рассказывает Трейден. – Традиционно отвратительная дорога была на Кирс и Омутнинск, причём из года в год она становилась всё хуже и хуже. Лет пять назад её сделали, и сейчас она в хорошем состоянии. Совершенно отличная дорога на Сыктывкар.

В соседних регионах, по словам эксперта, ситуация стала выглядеть иначе.

– Зимой я ездил в Москву через Кострому – вот в Костромской области ситуация действительно аховая. Если раньше, чтобы поехать куда-то, нужно было сначала в буквальном смысле выбраться из Кировской области, то сейчас всё наоборот. Из Кировской области до границ везде дороги приемлемые или даже хорошие, – резюмирует Трейден.

С ним согласен и глава администрации Илья Шульгин.

– Впервые я приехал в Киров на машине осенью 2016 года. И перед поездкой все друзья меня предупреждали: «Езжай аккуратнее, дороги там не очень», – вспоминает собеседник. – Однако я приехал сюда по очень хорошей дороге, и для меня это было большим и приятным сюрпризом.

Миллиард на дороги
Кардинально ситуация с ремонтом улично-дорожной сети городских агромераций начала меняться в 2017 году, когда в России стартовал приоритетный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». В нём приняли участие 36 регионов России. В их число по инициативе регионального правительства и губернатора Игоря Васильева вошла и Кировская область.

В рамках этого проекта наш регион получил из федерального бюджета более 611 млн рублей. Софинансирование из регионального и местных бюджетов, регионального дорожного фонда составило 629 млн рублей. Итого: более миллиарда рублей! На эти средства были отремонтированы 125,861 км автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, а также улично-дорожной сети городов Кирова, Слободского, Кирово-Чепецка. Только в областном центре обновили 91,052 км дорог.

В результате в рейтинге проектных офисов регионов-участников проектная группа Кировской агломерации заняла 17 место из 36 субъектов Федерации.

На контроле общественников
Все работы по ремонту дорог сейчас ведутся под бдительным контролем общественников. Группа общественного контроля за ходом ремонта была создана в 2016 году. В неё вошли представителей от Общественной палаты, Общероссийского народного фронта, активисты и эксперты в области дорожного строительства. Прийти на заседание рабочей группы и задать свои вопросы представителям власти стало возможно любому горожанину.

– В 2016 году в Кировской городской агломерации соответствовали нормативам лишь 24,3% дорог. Сейчас эта цифра начала расти во многом благодаря проекту «Безопасные и качественные дороги», на который в области выделили более миллиарда рублей в прошлом году и 1,4 млрд рублей в текущем, – рассказывает общественный активист и участник проекта «Делай дороги» Виталий Брамм. – Ситуация начала сдвигаться и, я надеюсь, что к 2025 году, когда завершится проект «БКД», мы придём к качественно иному состоянию дорог.

С учётом мнения горожан
В 2018 году на выделенные средства в Кирове будут отремонтированы 54 улицы и 28 участков загородных дорог – всего около 100 км. В список вошло большинство участков, за которые кировчане наиболее активно голосовали в Интернете. Это, к примеру, переулок Школьный в Радужном, улица Милицейская на участке от Урицкого до Ленина, улицы Профсоюзная, Верхосунская, Фабричная в слободе Луговые, улица Южная в микрорайоне Чистые Пруды и многие другие. Улицы, не попавшие в перечень, были внесены в резервный список. Их будут ремонтировать, если удастся сэкономить на аукционах.

Также в региональном минтрансе назвали крупнейшие дорожные объекты, которые будут отремонтированы в Кирове в этом году – это дорога в районе Дендропарка и улица Павла Корчагина в заречной части Кирова.

В Слободском отремонтируют 2,4 км улицы Ленина и 1,4 км улицы Гагарина. В Кирово-Чепецке будет отремонтирован километровый участок улицы Вятская Набережная от улицы Ленина до дома №2 по улице Терещенко.

Аукционные лоты уже сформированы и размещены на электронной площадке, контракты с подрядчиками должны быть заключены до 31 марта. После этого, как только позволит погода, начнутся ремонтные работы. Ориентировочные сроки проведения ремонта – конец апреля – конец сентября. Ожидается, что в рамках проекта в 2018 году в нормативное состояние приведут не менее 57,3% улично-дорожной сети агломерации, а к 2025 году эта цифра увеличится до 85%.

Добавим, что по поручению Минтранса, регионы обязаны синхронизировать планы ремонта дорог с работами по благоустройству по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды».

На благоустройство направят 300 миллионов
До появления приоритетного проекта в Кировской области в регионе не было единой программы по массовому благоустройству дворов, парков и других городских рекреационных зон. Ремонт и благоустройство курировали муниципальные образования в рамках проекта поддержки местных инициатив.

– Новый проект получил положительный отклик у населения, так как многие дворы не ремонтировались десятками лет, – рассказывает сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Дмитрий Сергеев. – Люди довольны тем, что было сделано в прошлом году. Да, были какие-то недочёты, но они оперативно устранялись, поэтому в большинстве своём кировчане рады изменениям.

По словам Сергеева, ОНФ ведёт постоянный общественный контроль за ходом работ в рамках проекта, и все возникающие замечания и пожелания отправляются в муниципалитет.

– В 2018 году проект «Формирование комфортной городской среды» получил ряд особенностей: например, в СМИ опубликовались дизайн-проекты общественных территорий, подлежащих благоустройству, а в муниципалитетах с численностью населения более 20 тыс. человек пройдёт рейтинговое голосование, где нужно будет отдать свой голос за понравившиеся проекты, – отмечает сопредседатель ОНФ. – После обработки голосов комиссия подведёт итоги, а затем состоится конкурс по отбору подрядчика. Мы надеемся, что конкурсные процедуры пройдут оперативно и работы начнутся в тёплую сухую погоду.

Добавим, что только за 2017 год в Кирове было отремонтировано 65 дворов, благоустроены Кочуровский парк, парк Победы и парк Нововятского ЛПК. На 2018 год общественная комиссия утвердила ремонт 46 дворов. На это будет потрачено 158 млн рублей. В резерв включено ещё шесть объектов, которые могут быть отремонтированы в случае, если удастся сэкономить средства. Кроме того, сейчас начался сбор предложений для определения перечня общественных территорий, подлежащих ремонту.

В целом на реализацию проекта в области было израсходовано 306 млн рублей, в том числе 280 миллионов – из федерального бюджета. Как рассказывает министр энергетики и ЖКХ Кировской области Игорь Редькин, для участия области в пятилетней программе разработана и утверждена региональная госпрограмма. На 2018 год объём финансирования программы составит 310 млн рублей, более 288 миллионов из которых планируется привлечь из федерального бюджета.

Что касается рейтингового голосования по выбору парков и скверов для благоустройства, то в шести городах области оно пройдёт 18 марта, в день выборов президента России. Только по Кирову жители направили более 37 тыс. предложений. В перечень для голосования вошло 93 объекта. Принять участие в голосовании могут все кировчане, начиная с 14 лет. Познакомиться с проектами благоустройства общественных территорий можно, в частности, на сайте администрации города в разделе «Городские проекты».

11 трлн на строительство
Помимо масштабного ремонта, в регионе планируется строительство новых дорог и дорожных объектов. В частности, в 2019 году будет открыт путепровод в Чистые пруды. Этот объект многие СМИ уже окрестили «стройкой десятилетия». Дорога соединит активно развивающийся микрорайон с центральной частью города. Общая стоимость строительства путепровода составляет 3,1 млрд рублей.

О необходимости строительства новых дорог в своём послании Федеральном собранию на прошлой неделе заявил президент РФ Владимир Путин. На эти цели, по словам главы государства, будет выделено более 11 трлн рублей в течение ближайших шести лет.

– Для развития городов и посёлков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями. Мы серьёзно обновили федеральные автомобильные трассы. Теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги, – заявил Владимир Путин.

В связи с этим Владимир Путин обратился к руководителям регионов и городов с призывом взять состояние дорог в центр внимания. Он отметил, что в общей сложности в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 трлн рублей из всех источников При том, что в 2012-2017 годах на эти цели было направлено 6,4 трлн рублей, – сказал российский лидер.

– Рост экономики, развитие промышленности, туризма, повышение качества жизни людей невозможно без надёжных транспортных артерий. Так, благодаря участию в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» нам впервые за 15 лет удалось провести масштабный ремонт дорог в столице области, но строительства крупных объектов дорожной инфраструктуры проект не предполагает. Позиция президента позволяет рассчитывать на приток дополнительных средств в дорожную сферу субъектов, – прокомментировал губернатор Игорь Васильев

Также ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении иных межбюджетных трансфертов и выделении в том числе Кировской области 1 млрд рублей на мероприятия в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». На развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в 30 субъектах РФ из федерального бюджета поступит 17,05 млрд рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ