Питейные заведения могут уйти из жилых кварталов

Кировские эксперты определили, что может помешать реализации законопроекта в регионе.

evening-kazan.ru

Люди, проживающие в жилых зонах, должны сами решать, быть ли в их дворе алкогольным магазинам или не быть. Так считает группа депутатов Госдумы, внёсшая законопроект на рассмотрение. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по жилполитике и ЖКХ Александра Сидякина, проблема алкомаркетов характерна для всей страны и в особенности для жителей новых районов и жилых комплексов.

– Обычно первые этажи многоэтажек отдают под коммерцию, – отмечает Александр Сидякин, – при этом предприниматели открывают в них не детские кафе, а рюмочные, которые приносят больше прибыли и доставляют массу неудобств жильцам.

Раньше региональные органы власти имели право ограничивать места продажи спиртного, однако позднее его заменили на возможность устанавливать время, в которое продажа алкоголя запрещена. Сейчас законотворцы хотят вернуть контроль «на местах», передав его при этом непосредственно народу – если собрание жильцов выразит своё нежелание видеть в своём доме точку по продаже спиртного, то муниципалитету придётся отказать предпринимателю в выдаче разрешения.

Кировский юрист Ярослав Михайлов полностью поддерживает инициативу. Однако, по его словам, в законе должно быть прописано, кто именно должен выдавать разрешение на открытие магазина с алкоголем и не окажется ли, что их владельцы не несут в этом плане ответственность ни перед кем.

– По моему мнению, жильцы должны иметь право на запрет размещения таких «организаций». Однако опыт, полученный мной в одном из кировских судов, дал мне знать, что для размещения таких заведений не нужно даже разрешение горадминистрации.

Перераспределение ответственности вызвало недовольство даже внутри муниципальных государственных структур, отметил правозащитник.

– Заявление, которое предприниматель направляет в администрацию, носит уведомительный характер и принимается регистрационной службой. При этом сама регслужба возражает против такого подхода – рассказал Михайлов «Первосточнику».

Президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников в беседе с «Первоисточником» заявил, что в своём нынешнем виде законопроект представляет в лучшем случае образец формальной работы, а в худшем – результат лоббирования со стороны гипермаркетов, имеющих отдельные торговые здания.

– Это как с готовящимся предложением запретить продажу табачных изделий в районе 100 метров от детских учреждений: то есть, надо ходить с рулеткой и проверять, что 101 метр ещё можно, а 100 – уже нельзя? Это не форма работы, а имитация.  Это как в середине 1980-х, когда алкогольные магазины загоняли в подвалы и цокольные этажи, – вспоминает Липатников, – и на моей памяти толпа, ломившаяся обналичить талоны на водку, насмерть задавила бабушку, которая просто хотела взять спиртное для гостей.

При этом Николай Михайлович сказал, что должны быть инструменты воздействия на владельцев «наливаек» – причём такие инструменты нужно искать в практиках недавнего прошлого.

– В 2010 году Роспотребнадзор был полностью исключён от участия в проверках проектной документации магазинов и их приёмке. Кроме этого, «во благо малого бизнеса» Роспотребнадзору запретили проводить внеплановые проверки. Теперь же для того, чтобы пришла проверка, надо, чтобы кто-то написал жалобу, потом подтвердить её в этом же магазине – дать бумажку о том, согласны ли они с ней или нет, –, и только потом идти в прокуратуру.

– Наши депутаты – подытожил Липатников, – должны иметь главное достоинство человека – разумность.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен

Подписаться