Жил-был «Горыныч». Как была сделана уникальная находка и почему она так важна

Первоисточник решил восстановить хронику событий.

Лето нынче никудышное, говорят. Не то, что раньше. А представим, каким был климат лет этак четверть миллиарда назад (если уж копать глубже). Можно предположить, что в то время на территории нынешней Кировской области погода была куда суровее: засушливые жаркие периоды сменялись сезонами дождей, скрывая под водой значительные площади. Вот тогда-то, ещё задолго до динозавров, жил в наших краях «Горыныч».

Похожий по размерам на современного волка, обнажив устрашающие массивные зубы, он двигался вдоль берега, уже наметив нападение. Чуть вдалеке, возле небольшого водоёма, окаймлённого густой растительностью, встревоженно озиралась группа парейазавров – глубокие горловые звуки свидетельствовали о том, что древние ящеры, чувствуют приближение опасности...

С древним хищником на плечах

Спустя 250 миллионов лет, в 2008 году, по берегу Вятки, в районе Котельничского местонахождения парейазавров, шёл палеонтолог Илья Шумов. За плечами рюкзак со стандартным профессиональным набором – пакет гипса, пара-тройка рулонов бинта. В какой-то момент взгляд остановился – из глинистой породы торчали клыки. Это был череп, характерной для этих мест удивительной сохранности. Было видно: это необычно крупный зверь, самый большой из найденных здесь. «По форме зубов похож на горгонопса», – предположил в первые минуты Илья, изымая останки. Сразу загипсовал, оконтурил и, загрузив такой «пирог» в рюкзак, отправился по трассе в деревню Рвачи – до базы 6 км. Препарация длилась три месяца. Этой рутинной работой занималась сотрудник Вятского палеонтологического музея Ольга Масютина (в её честь отчасти и назовут впоследствии находку). И только через 10 лет с того момента, в наши дни, в июне 2018, стало известно, чьи останки были тогда обнаружены.

Две находки, два открытия

И это вовсе не горгонопс, как предполагалось. Опытный палеонтолог Кристиан Каммерер из Музея естественных наук Северной Каролины (США), работавший несколько лет назад в Кировской области, совместно с научным сотрудником Вятского палеонтологического музея Владимиром Масютиным установили, речь идёт о совсем другом представителе древней фауны – тероцефале (действительно, они имеют некоторое внешнее сходство). Выяснилось, в России таких ещё не находили и единственный родственник этого «найдёныша» известен только в Южной Африке! За угрожающий вид назвали его Горынычус Масютиной (Gorynychus masyutinae) – в честь трёхглавого огнедышащего дракона, обитающего в русских сказках.

Однако этим дело не ограничилось – по останкам, найденным в 1994 году Альбертом Хлюпиным, теми же учёными был описан ещё один новый вид. Мелкий длиннорылый хищник с иглоподобными зубами получил имя Ночница (Nochnitsa geminidens). Основываясь на пропорциях глаз, можно предположить, что она была ночным хищником.

На Котельничском местонахождении: Кристиан Каммерер, Ольга Масютина, Владимир Масютин

Переворот в экосистемах, поворот в науке

Открытие Горыныча и Ночницы, говорят исследователи, свидетельствуют о том, что в какой-то момент эволюции хищные животные, жившие на Земле, поменялись местами.

– Судя по находкам в других странах, в типичных экосистемах позднего пермского периода главными хищниками были гигантские (размером с тигра) саблезубые горгонопсы, а тероцефалы были мелкими насекомоядными. В Котельниче, наоборот, высший хищник – Горынычус – тероцефал, а единственные горгонопсы меньше него в размерах, – отмечает Каммерер. – Получается полный переворот ролей, которые эти хищники играли в своих экосистемах. Как если бы медведи сейчас вдруг стали мелкими насекомоядными, а освободившуюся нишу заняли бы куницы, став самыми крупными хищниками региона.

По мнению учёного, это не последние новые виды животных, открытые в Кировской области. Кто знает, сколько ещё тайн и загадок хранит в себе Котельничское местонахождение парейазавров, за которым, как и много лет назад, приглядывает незримое око Соколки – известной и загадочной Сокольей горы.

Богдан Вепрёв