19 января после больших концертов в Минске, Петербурге и Москве вы возвращаетесь на свою малую родину, в Киров, чтобы представить свой свежий альбом. Расскажите об альбоме «В этом северном, снежном, холодном краю». Чем он отличается от предыдущих?
- Он написан, как история, разделенная на отдельные, связанные между собой, главы, читай – песни. Идея общего мотива – путешествия к морю - возникла у меня в туре по России, Украине, Беларуси в 2017 году. Даже сама география записи получилась очень большой – барабаны писались в Кирове, голос в Петербурге, гитары в Минске. Процесс был сложный, необычный для нас, и крайне важный, чтобы понять – сможем ли мы и дальше заниматься музыкой, находясь так далеко друг от друга. Вроде, получилось.
Игорь, что вы чувствуете, возвращаясь на вашу малую родину?
- В Кирове живут мои родители, сестра. Там где они, всегда будет мой дом. Я вижу, что город становится все более сконцентрированным на самом себе. К сожалению, приходит окончательное осознание, что он никому не нужен, кроме его жителей. Но это беда не только Кирова, мы много покатались по стране, Вятка не особенная. Если вы молоды, у вас есть время – попробуйте в какие-нибудь каникулы отправиться в путешествие по России. Я так делал. Для молодых мозгов это очень полезно. Это отрезвляет от беспричинного оптимизма, от чрезмерного пессимизма, от неуемного юношеского максимализма, от заразительной апатии. Вообще, одна из самых больших бед в России – это маленькая мобильность людей из-за низкого достатка и сумасшедших цен на внутренние перевозки. Люди не могут посмотреть собственную страну. Это ненормально в нашей время.
Как в Кирове вас встречает публика?
- Думаю, что с радостью. По крайней мере, когда я прихожу на концерты групп, которые люблю, испытываю такое чувство. Ну и потом, мы чаще даем сольные концерты, практически не играем на мероприятиях, где наш слушатель в меньшинстве, я имею в виду фестивали или в качестве разогрева на концертах более известных команд. Тем самым количество холодных приемов для нас сведено к минимуму.
Чего ожидаете от запланированного приезда в Киров и концерта?
- В Кирове проходят наши лучшие концерты. С этим теперь, конечно, спорят Петербург, Минск, Москва, но на то стены и называются родные - помогают.
Группа «Черная речка» была во многих городах. Есть ли из них любимые, куда хочется возвращаться?
- Их очень много, но я назову только один – Киев. Я очень люблю Украину, у меня там много друзей, я счастлив, что в 2017-ом нам наконец удалось сыграть там концерт, он был одним из лучших в туре. Надеюсь, скоро весь этот бред закончится, и мы вернемся туда с новой программой.
Открывает ли Интернет новые возможности в плане доведения материала до слушателя?
- Слушатель больше не ищет музыку сам. Мы дорожили папкой «Музыка» на жестком диске, терпеливо прописывали теги в треках, делали каталоги исполнителей и альбомов. Это теперь кажется смешным. Хорошо, что музыка стала так доступна, прекрасно, что музыкант может свободно поделиться своим творчеством со всем миром, кликнув на пару клавиш. Первые свои песни лет в 16, мы с моим другом записывали на диски, вручную вырезали конверты-обложки, раздавали их друзьям, оставляли в музыкальных магазинах, даже просто всучивали людям на улице. В этом смысле интернет – это победа. Конечно, у этой победы есть обратная сторона. В итоге интернет стал телевизором со всем набором, характерных для него функций. Это было вполне ожидаемо. Теперь интересно, что станет новым интернетом.
Сейчас в Кирове огромное количество кавер-бендов, имеющих какой-то необъяснимый успех, если это можно так назвать. Как относитесь к такому явлению? Какие советы можете дать кировским музыкантам и кавер-бендам?
- Ну кто-то должен, видимо, этим заниматься. Я рад, что мне не приходится. Такие группы нужны для музыкального сопровождения на свадьбах, праздниках каких-то. Вы же не позовете на такие мероприятия «Черную речку». Но «Черная речка» может позволить себе полноценный тур, а кировский кавер-бенд – сомневаюсь. Единственный совет, который я могу дать музыкантам – если вам дали сцену, используйте ее по назначению, заберите себе все внимание, она для этого и предназначена.
Расскажите вкратце, как родилась группа «Черная речка» и почему такое название?
- Мы хотели изначально играть garage punk в стиле Hives или Eagles of Death Metal. Вместо этого у нас получился просто punk – грязный, кривой и примитивный. Но это нас не останавливало, все-таки основной идеей было собираться вместе несколько раз в неделю и заниматься любимым делом, которое отвлекало бы от повседневных забот. Спустя год после того, как мы сыгрались, почувствовали, что понимаем и слышим друг друга, решили попробовать сделать что-то серьезнее. Наш басист Женя предложил играть пост-панк, он уверял, что вот-вот жанр станет популярным (это был 2012 год), тогда еще и конкурировать толком на этом поле было не с кем. А название взяли с питерской станции метро. Я на тот момент уже как пару недель пытался придумать его, а тут мы ехали в подземке на вписку, когда были в туре с другой моей группой и, проезжая станцию «Черная речка», я повернулся к другу и спросил его как ему это название. Ему понравилось. Ну и больше к этой теме не возвращались.
Творчество группы «Топограф! Землемер» (один из первых в стране пост-рок коллективов) отразилось на творчестве «Черной Речки»?
- Творчество в меньшей мере, в большей – сложившаяся вокруг группы инфраструктура и система координат. Наработанные связи и знакомства с туров «Топограф! Землемер» и следующей моей группы «Gendarme» дали уверенную почву под ногами «Черной речки». Я знал об организации концертов, туров, записи не все, но очень многое, что очень облегчило нам первые шаги.
В 2016 году вы перебрались в Петербург. Как вам далось покорение северной столицы?
- С точки зрения творчества – город уже был к нам неравнодушен, мы много раз там бывали и всегда концерты проходили потрясающе, за что не перестаем благодарить нашу публику в Питере. В целом же, факт нахождения части группы в Петербурге, положительно сказался на наших выступлениях в столицах, а для российской группы, все-таки, важно играть в Москве и Питере. Куда проще все организовать и подготовить здесь, чем пытаться контролировать все из далекого Кирова. Да, для понимания - это к слову о том, что у нас нет менеджера, всеми вопросами мы занимаемся сами.
Алексей Никонов (прим. поэт, вокалист группы ПТВП) неоднократно выделял группу «Черная речка». Знакомы ли вы с ним лично и как в целом относитесь к его творчеству?
- Я познакомился с ним ещё до возникновения "Чёрной речки", лет 10 назад, когда он приезжал в Киров читать стихи. После выступления я, среди прочих ребят, оказался на кухне квартиры, которую ему сняли организаторы концерта. Это была такая афтепати. Мы с ним с пеной у рта спорили про поэтов серебряного века. Меня в них что-то не устраивало, его - наоборот. Не думаю, что он помнит это. Наверняка, таких разговоров с кучей людей у него было миллион. Больше мы не пересекались, к сожалению. В Кирове я, кстати, презентую свой второй сборник стихотворений. Книжки можно будет приобрести на концерте. При этом, я, честно говоря, не люблю стихи, не слежу за новыми именами, не возвращаюсь к классикам, но, хочется думать, что-то, все-таки, в поэзии понимаю, и считаю, что Никонов очень сильный автор, мне он крайне близок по духу и мироощущению. Если мы когда-нибудь созреем для какой-нибудь коллаборации, я буду очень рад.
Есть ли у вас любимые исполнители?
- Наши музыкальные пристрастия – это отдельная большая тема для разговора, такие беседы мы ведем в нашем шоу «Комната с обезьянами». Это аудиоподкаст, в котором мы общаемся о любимых группах, композиторах, саундтреках, обо всем, что связано с музыкой. В прошлом году мы начали уже третий сезон программы. Если говорить об исполнителях, на которых наши вкусы сошлись, то это фолк-панк певец из Мичигана Paul Baribeau, французский эмо-панк SPORT и минский «Марафон». Эти группы обязательно присутствуют на наших флешках во всех турах для совместного прослушивания в тачке от города к городу.
А как вы относитесь к современной эстраде?
- Не очень понимаю, что такое современная эстрада. Для меня это всегда был набор исполнителей из "Песни года" и "Голубого огонька". Некоторые из этих ребят, кстати, имеют за плечами потрясающие песни. Если вы меня спросите люблю ли я, к примеру, Киркорова, то я скажу да, но не за "Цвет настроения - синий", а за "Ты, ты, ты". Это одна из самых моих любимых песен.
Чем вы занимаетесь помимо музыки?
- Женя занимается техническими вопросами на одном из питерских телеканалов, Денис работает в кинопрокатной индустрии, мне на хлеб с маслом перепадает в журналистике. В мою бытность в Кирове я работал в общественно-политическом и деловом формате в местных газетах, радио и журнале, в Петербурге волею случая попал в кораблестроительную сферу. Кстати, я работал в «Источник новостей», когда он только появился, газета была, страшно подумать, ежедневной. Я вел полосу спорта, а позже криминал. Сидел в редакции до ночи каждый день.
Никогда не возникало желания оставить творчество, уйти из группы?
- Я бы даже если захотел, не могу представить, как это сделать – бросить творчество. Как-то недавно я сидел на обеде на работе, и вдруг у меня в голове всплыло пару строк.
Спустя несколько минут я уже вовсю писал стих о том, что меня похитили кошки. Он, кстати, вошел в мой новый сборник. Часто это просто неконтролируемые вспышки. Я могу решить для себя, что все – хватит с меня. Но отличие будет лишь в том, что я не записываю все, что происходит в голове, на бумаге и не показываю другим. Из головы то все это не выкинешь. А уйти из группы – нет. Мы ищем возможности так составить наши графики, чтобы продолжать заниматься музыкой. Это очень трудно, но очередной большой концерт в Кирове с презентацией нового, хоть и небольшого, альбома еще одно доказательство тому, что у нас получается.
Как рождаются ваши песни? Тексты и музыку пишите вы?
- Да, это моих рук дело, но на репетициях черновики приобретают настоящую форму, так что коллективное творчество в нашем случае очень важно. Сейчас, когда мы далеко друг от друга, мы не можем выехать на репетицию и подурачиться, поджемовать на точке, многие песни находили себя именно так. Но, я надеюсь, скоро мы вернемся к такой практике, и, имея за плечами опыт удаленной работы над треками, получим совершенно новые впечатления от написания песен.
Хорошая новость для всех поклонников творчества группы!
«Чёрная речка» возвращается в Киров с новым альбомом!
Российская рок-группа после больших концертов в Минске, Петербурге и Москве презентует новый мини-альбом «В этом северном, снежном холодном краю».
19 января в кировском клубе «Конструктор—Практик» музыканты «Чёрной речки» сыграют новые песни и давно полюбившиеся хиты (16+).