Эксперт Гринпис высказался по поводу обработки отходов в «Марадыковском»

«Вопрос лишь в том, сколько это стоит и кто за это заплатит».

Объект «Марадыковский» в Кировской области отработал последнюю партию отравляющих веществ ещё в 2015 году. Однако в апреле этого года ему уготовили новую судьбу. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому предприятие будет перепрофилировано под работу с опасными отходами I и II класса (в их числе – термометры, батареи, кислоты и щёлочи.). Заказчиком работ выступил «Росатом», застройщиком – компания «РосРАО».

«Первоисточник» пообщался с руководителем токсической программы Гринпис России Алексеем Киселёвым.

– Как Гринпис официально относится к тому, чтобы продолжать опасные работы на объектах, а не рекультивировать земли?
– Использовать бывшие объекты по уничтожению химоружия для решения проблемы бытовых и промышленных отходов, схожих по составу с боевыми отравляющими веществами, можно, и это правильно. Возможности современной химии позволяют сделать любое отравляющее вещество безопасным.

Вопрос лишь в том, сколько это стоит и кто за это заплатит. Один из ярких примеров – трагедия в Чернобыле, которая произошла в том числе и потому, что военную технику по получении энергии атома передали гражданским инженерам. Люди, которые отвечают за этот вопрос, должны осознавать всю его серьёзность и понимать детали: как осуществлять транспортировку, распаковку, контроль перевозки, как будут происходить утилизация и мониторинг выбросов объекта по утилизации или уничтожению.

– Считаете ли вы, что власти должны провести более тщательные общественные обсуждения, а не ставить местных жителей перед фактом?
– Ответить на большинство вопросов, которые возникают у жителей, может обязательная в этом случае оценка воздействия на окружающую среду. Только этот документ может дать адекватную информацию, а в случае её отсутствия я бы начал паниковать. Если инвестор планирует действительно хорошее дело, то его деятельность будет совершенно прозрачной.

Итак, если произошла честная оценка воздействия на окружающую среду, если есть государственная экологическая экспертиза, если все делается на современном оборудовании с соблюдением технологий – большая вероятность того, что объект не окажет практически никакого воздействия на окружающую среду, при условии, что вокруг объекта будет создана санитарно-защитная зона. Для соблюдения всех этих факторов порой нужны очень большие деньги. Необходимо выяснить у инвесторов, располагают ли они таким бюджетом, на какое время его хватит, что они будут делать, когда деньги кончатся.

– Если предприятие будет перепрофилировано, то чем это может грозить природе, и как минимизировать риски?
– У каждого из семи объектов по уничтожению химического оружия в России есть своя специализация – где-то уничтожают фосфор, где-то другие вещества. На объект в Марадыково могут поехать отходы 1 и 2 класса опасности, которые имеют химический профиль, схожий с химическим оружием, которое там ранее уничтожали.

Я советую местным жителям изучить информацию об экспертизе воздействия на окружающую среду, а затем пойти к главе поселения и начать задавать ему вопросы. Протестовать потом уже будет бессмысленно.

Беседовал Юрий Литвиненко

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn