Время самодисциплины

Оплата коммунальных услуг по-прежнему остается обязанностью потребителя.

1175

Коронавирусная инфекция окружила всех нас новой реальностью. Карантин по всей стране продлен до конца месяца. Государство сейчас пытается кому-то и как-то помочь. Именно «кому-то и как-то». Меры, принятые руководством страны, оказались направлены лишь на физических лиц. Принятое недавно 424-е Постановление Правительства ввело мораторий на штрафы и пени для граждан за накопленные долги по оплате коммунальных счетов. Штрафы и пени не будут взыматься с 1 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

Однако не надо забывать важной и очевидной вещи – самих обязательств по платежам с граждан никто не снимал. И оплата коммунальных услуг по-прежнему остается обязанностью потребителя. После окончания моратория вся задолженность (если она образуется) будет обязательно предъявлена к оплате. И пени – тоже будут предъявлены.

Сейчас на этот важный акцент обращают внимание все ресурсники. Все те, кто обеспечивает, нас, население, жизненно важными вещами. Мы как-то подзабыли, что вода, свет, тепло, чистые от мусора дворы – это действительно «жизненно важные ресурсы». И платить за них – необходимо.

Ответственный период и у энергетиков. На кировских ТЭЦ ведутся необходимые ремонты. Все для того, чтобы кировчане не замерзли зимой. Для этих ремонтов нужны деньги, нужно, чтобы каждый из нас своевременно платил за тепло и свет.

Бьют тревогу и представители кировского «Куприта». Недавно здесь рассказали о текущей ситуации в сфере обращения с ТКО. Из-за режима самоизоляции количество отходов, образуемых гражданами, выросло, а уровень собираемости платежей снизился и может упасть еще ниже. По сравнению с декабрем прошлого года в марте 2020 г. уровень собираемости платы упал почти на 40%. Общая дебиторская задолженность граждан и организаций на 1 марта уже составляет 467 миллионов рублей.

Давайте задумаемся, что будет, если неплатежи примут массовый характер. С топливом всё прямо очевидно: нет газа – нет тепла и света. Заброшенные ремонты – а закупать материалы и контрактовать подрядчиков тоже надо – аукнутся следующей зимой «фонтанами» кипятка, мёрзнущими городами и несчастными случаями. Наконец, снижение отчислений в фонд оплаты труда обернется сокращением персонала – «на мороз» пойдут как раз те, кто в любые карантины ходит на работу: рабочие, операторы энергооборудования, ремонтники.

Сейчас только в Кировской области задолженность жителей за свет и тепло превышает 7 млрд рублей. И не платят за них как раз очень многие вполне обеспеченные граждане. Как показывают рейды по должникам в «мирное» время, средний неплательщик вовсе не живет в нищете. То и дело мы видим и слышим, что судебные приставы накладывают арест на плазменные ТВ-панели, автомобили, мебель, прочее имущество должников.

А вот как раз небогатые граждане, те, кто получает социальную поддержку для оплаты коммунальных услуг, - наиболее грамотные и аккуратные потребители. Они считают каждую копейку и не могут позволить себе судебные тяжбы и арест имущества. Возможно, именно на их нужды стоит обратить внимание – подойти к проблеме адресно, помочь тем, кому это действительно нужно, а не рубить с плеча, перенося проблему на следующее звено цепи.

Нельзя забывать о другой крупной категории неплательщиков, спрос с которых, по идее, должен только ужесточиться. Это бюджетные учреждения разных уровней. По идее с их расчетами все должно быть максимально просто: есть бюджет, в нем есть статья расходов «коммунальные услуги». Предприятие получает счет и оплачивает его поступлениями из казны – федеральной, региональной или муниципальной. Но на практике все оказывается не так красиво: платежи оседают на счетах «левых» посредников, которые в лучшем случае по нескольку месяцев бесплатно пользуются этими деньгами. Такой сугубо бесхозяйственный фактор дорого обходится и в Кировской области. Сумма долгов бюджетов всех уровней, по оценке энергетиков, составляет почти 330 млн рублей.

Еще один условно «бюджетный» род дебиторов – разного рода МУПы, ГУПы и другие предприятия на балансе государства, которые покупают тепло или свет у энергокомпании и перепродают конечному потребителю. Многие из них – в глубоком финансовом «минусе», а причина все та же. Платеж, собранный с конечного потребителя, оседает где-то «в процессе», и до энергетиков он доходит уже изрядно «похудевшим». Хотя клиент, как показывают переходы на прямые расчеты, в основном показывает платежную дисциплину. В результате недобросовестного хозяйствования долги таких «бюджетозависимых» посредников – около 310 млн только в нашей Кировской области.

Итак, подведем итоги. Кризис – самое время для того, чтобы повышать эффективность, считать каждую копейку и налаживать самодисциплину. Поэтому и начинать экстренные меры в ЖКХ нужно не с «огня по штабам», а с наведения жесткого порядка в расчетах. В своих расчетах, начинать нужно с каждого из нас. Кризис – время самоизоляции. Но и время самодисциплины. Потребили – платим. Это правило.

Подпишись на канал в