Модернизировав образовательную деятельность, ВятГУ расширил ее границы и наполнил новым содержанием

О результатах реализации одного из основных направлений преобразований, закрепленных в Программе развития на 2016-2020 гг., рассказал проректор по образованию Сергей Никулин

369

В ВятГУ продолжают подводить предварительные итоги участия крупнейшего вуза региона в Программе развития опорных университетов России. Однако разговор с проректором по образованию Сергеем Никулиным о модернизации образовательной деятельности как одном из основных направлений преобразований начался с того, о чем четыре года назад, во время написания Программы развития Вятского государственного университета на 2016-2020 гг., никто не мог и подумать. Речь, конечно, о пандемии коронавируса, повсеместно нарушившей планы и ставшей для всех серьезным испытанием.

То, что продолжалось с марта по июнь, оказалось намного сложнее, чем любые предполагаемые вызовы и зафиксированные в Программе развития ВятГУ задачи, -

отметил Сергей Викторович. –

Тем ценнее результат, ставший очевидным вскоре после возникновения чрезвычайной ситуации: уровень шока и непонимания происходящего в нашем университете был намного ниже, чем во многих других вузах. Вятский государственный университет смог очень быстро перестроить учебный процесс без ущерба качеству и удобству - как для студентов, так и для преподавателей. Это стало возможным благодаря ценным наработкам, созданным в ходе реализации Программы развития.

  ,

- Речь идет о наличии качественных электронных образовательных ресурсов?

В том числе. Мы действительно имеем прекрасные разработки, отвечающие высоким современным стандартам. Скажем, электронный учебный курс «MFT в условиях фармацевтического предприятия», позволяющий в игровой форме эффективно осваивать навыки работы персонала в чистых помещениях, а также уникальный видеопрактикум, снятый в реальных производственных условиях компании «Нанолек», АНО «Электронное образование для наноиндустрии» признала лучшим дистанционным модулем 2018 года. Подобных примеров у нас немало; причем, они касаются не только программ высшего образования, но и дополнительного.

  

- Какие Вы имеете в виду?

Речь идет о программах, которые мы разрабатываем, например, для наших индустриальных партнеров: взаимодействие с ними закреплено в одном из блоков мероприятий Программы. В прошлом году мы обучили бережливому производству 2000 сотрудников кировского предприятия – этот пример далеко не единичен.

Также в 2019 году около 800 ученых и специалистов со всей страны прошло обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Среди них «Технология сопровождения лиц с инвалидностью», «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций», «Биомониторинг как средство повышения экологической компетенции работников образования естественно-научного цикла», «Современные методы бионанотехнологии». Эти программы были реализованы вузом в результате победы в конкурсном отборе Минобрнауки России и направлены на выполнение федерального проекта «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование».

Важно подчеркнуть: ВятГУ вышел на такой уровень, что готов разрабатывать любые программы ДПО под конкретного заказчика.

  

- Сергей Викторович, давайте вернемся к программам высшего и – с учетом Колледжа ВятГУ – среднего профессионального образования. Затронул ли их процесс модернизации?

В университете единовременно реализуется 462 программы высшего и среднего образования по 36 укрупненным группам специальностей. Многие из них имеют многолетнюю  историю и остаются востребованными сегодня. Такие программы прекрасно поддерживаются традиционной кафедральной структурой. В то же время университет запускает новые образовательные программы, продиктованные требованиями динамично меняющегося мира и практически никогда не находящиеся в рамках одного узкого направления. Современные программы предполагают участие абсолютно разных специалистов – их мы объединяем в дирекции образовательных программ. Именно такая дирекция создана для реализации совершенно новой программы «Дизайн виртуальной реальности» в Политехническом институте. Такие дирекции есть в Педагогическом институте, Институте химии и экологии, Институте экономики и менеджмента.

Нельзя не отметить успехи Колледжа ВятГУ: пять лет назад туда было зачислено 30 студентов, сегодня же контингент этого структурного подразделения составляет 1300 человек. И дело не только в количестве. Колледж ВятГУ успешно поработал по программе «Топ-50 перспективных профессий в колледжах», не только внедрив у себя, но и обучив своих коллег во всем регионе.

- Похоже, обучение коллег и партнеров стало традицией в ВятГУ? Кажется, то же происходило с методиками ВорлдСкилз?

Да, мы первыми провели региональный чемпионат профессионального мастерства по стандартам ВорлдСкилз, а несколько сотрудников университета стали экспертами по разным компетенциям. Они участвовали в проведении учебы для руководителей образовательных организаций, захотевших работать с применением ВорлдСкилз. Но главное – это то, что элементы инновационной методики стали использоваться при реализации образовательных программ ВятГУ. Это касается учебных занятий, зачетов, экзаменов. Студенты с интересом восприняли нововведения, а в самих состязаниях ВорлдСкилз добились больших успехов. Достаточно вспомнить триумфальное выступление ВятГУ на национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» в 2018 году. Там наши студенты выиграли золото по компетенциям «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Лабораторный химический анализ» и бронзу по компетенции «Преподавание в младших кассах».

  

- В этом проявляется повышение практикоориентированности образовательных программ ВятГУ, намеченное Программой развития?

Можно и так сказать. Хотя этот аспект наилучшим образом отражен в достижении высокого уровня развития проектной деятельности в ВятГУ. Это и общеуниверситетские мероприятия - например, образовательные интенсивы; и то, что происходит внутри каждого института, с учетом его особенностей и задач. В любом случае речь идет о качественном прорыве: сегодня наши студенты реализуют серьезные проекты, у которых есть конкретные заказчики, интерес со стороны бизнеса и реальный продуктовый результат. Проектные дни в расписании занятий ВятГУ стали нормой, а в ряде институтов осуществляется сквозная проектная деятельность на протяжении всех лет обучения.

- Что еще можно отнести к качественным прорывам, достигнутым к завершению реализации Программы развития?

Преодоление «разрыва» между уровнями подготовки школьников и требованиями по освоению программ высшего образования. С этой целью мы создали педагогические и инженерные классы в нескольких школах региона. Представьте радость и заинтересованность школьников, получивших возможность вкусить настоящую педагогику и побывать в прекрасно оснащенных кабинетах Педагогического института, послушать лекции наших ученых, стать участниками конференции! А как горят глаза тех ребят, которые приезжают в технологический коворкинг Политеха и работают над системой «Умный дом» вместе с лучшими инженерами! Сейчас мы включились в проект «Менделеевские классы», который будет реализовываться на территории региона.

Подчеркну также, что университет последовательно проводит линию на закрепление в Кировской области талантливой молодежи. В своих подразделениях – центре робототехники, центре развития талантов «Эврикум» - мы стремимся привить школьникам вкус к знаниям, исследовательской деятельности, вовлечь в детскую науку и в то же время показать, на что способны сами. Ребята, посещающие наши кружки, видят: здесь работают высококлассные специалисты. Под их руководством учащиеся развиваются и в большом количестве случаев, становясь абитуриентами, выбирают соответствующие специальности Вятского государственного университета. Дальнейшая траектория развития, связанная с углублением знаний, решением конкретных задач в рамках проектной деятельности и для конкретного заказчика, как правило, влечет предложение о трудоустройстве от предприятий-партнеров – и вот уже наш выпускник становится молодым специалистом, получившим интересную работу!

  

- Сергей Викторович, за рамками разговора осталось немало других аспектов образовательной деятельности университета, представляющих интерес: организация обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, «Магистратура 2.0», привлечение студентов в команды Инжинирингового центра – всего не охватить! Однако ясно, что ВятГУ, будучи опорным вузом региона, в полной мере оправдал этот статус, расширив границы образовательной деятельности, наполнив ее новым содержанием и адресовав разным категориям населения не только Кировской области, но и всей России.

Подпишись на канал в