Не только новички, но и опытные водители порой игнорируют при движении авто существующие правила выбора полосы. Вспомним теорию и разберёмся, как предпочтительно двигаться в городе и за ним: по правой или левой полосе. А так же выясним, могут ли наказать, если водитель ошибся или намеренно выбрал «запретную» полосу. А если вы только планируете стать водителем, воспользуйтесь советами как быстро выучить ПДД для сдачи экзаменов в ГИБДД.
Рядность движения
Особенности движения по автодорогам разных стран обусловлены местными правилами. Но, если говорить о рядности движения на дорогах, то почти во всех странах мира правилами регламентировано следующее: для движения потока автомобилей предпочтителен правый ряд. А вот при необходимости маневрирования водители могут выезжать на левую полосу. Не исключение и Россия.
Загородная трасса: на чем основывается выбор полос
Напомним, точкой вступления в силу правил загородного движения являются дорожные знаки. Они означают конец населённого пункта.
Знаки начала и конца населённых пунктов.
При нахождении на загородной трассе автомобилист обязан ехать по правой полосе. Левая под запретом за исключением случаев маневрирования. Непосредственно в правилах нет понятия «маневрирования», поэтому традиционно автомобилисты трактуют маневр, как:
- обгон впередиидущего автомобиля или любого другого транспортного средства;
- объезд препятствия любого типа на своей полосе;
- надобность поворота или разворота.
То есть, по левой полосе можно объехать любое препятствие, мешающее движению, в том числе ямы на дороге, ремонт дорожного полотна, чье-то неудачно припаркованное авто и т.д. Так же разрешается занять левую полосу на время обгона другого ТС. не накажут и если водитель перестроился влево перед левым поворотом или разворотом. Но заблаговременность перестроения должна быть в пределах разумного, а не за километр до развилки.
Главное условие: после совершения маневра, водитель обязан вернуться в правую полосу.
Движение в городских «джунглях»: любая полоса?
В какой полосе ехать автомобилисту в черте города, зависит от нескольких факторов.
Когда попутных - две
Если попутных полос две, то ехать теоретически можно по любой из них. Главное, не забыть перестраиваться при поворотах: если нужно налево – занимайте левую полосу заблаговременно, собираетесь направо – перестраивайтесь в правую.
Не вправе выбирать одну из двух полос лишь «тихоходы» - автомобили, которые технически не способны развивать скорость более 40 км/ч. В этом списке не только различная сельскохозяйственная техника, но и неисправные ТС. Им предписано движение только по правой полосе даже в городском режиме. Включенная аварийная сигнализация – правила не отменяет! Естественно, это касается лишь обычного движения, маневрирование осуществляется по общим правилам.
Трёх и более полосная дорога
В городской дорожной структуре нередки дороги, где попутных полос три, четыре или даже больше. Для них действуют правила, описанные ниже.
Легковым авто, если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» - можно ехать по левой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, также разрешается.
Грузовикам ( разрешенная максимальная масса более 2,5 тонн), если движение на дороге плотное, интенсивное, в правой полосе поток, в который не «втиснуться» - можно ехать только по правой. Если впереди развилка, водитель намерен повернуть влево, ему можно ехать по левой полосе.
Особняком в правилах стоят автомагистрали обозначенные спецзнаками (5.1 и 5.3) и прочие дороги, где можно развивать скорость более 80км/ч. На таких скоростных дорогах в городской черте левый ряд при свободном правом занимать нельзя, за исключением замены полосы при обгоне, объезде препятствия, повороте или развороте.
Знаки 5.1 и 5.3
Дороги с односторонним движением
На дорогах с односторонним движением – правила те же: желательно ехать как можно правее, оставляя свободной крайнюю левую. Она традиционно предназначена для поворачивающих и разворачивающихся.
Исключением является лишь выезд на левую полосу для остановки или стоянки. При одностороннем движении в населенных пунктах разрешается остановка и стоянка ТС у левого края дороги. При этом большегрузные машины могут остановиться у левой стороны автодороги только для погрузки и разгрузки.
Могут ли оштрафовать за неправильный выбор полосы движения?
1500 рублей будет стоить опрометчивость водителя, движущегося по левой полосе за городом. Естественно, если весомых причин для такого поведения у него нет.
Инспектор ДПС вправе выписать штраф за неправильное расположение авто не проезжей части
Штрафовать водителей за такое нарушение камеры еще не обучены, сделать это может только инспектор, коих на загородной трассе не так часто можно встретить. А вот в городе или селе, где посты ДПС дежурят гораздо чаще, инспектор ГИБДД может выписать протокол за нарушение по статье 12.15 КоАП:
- водителям автомобилей движущихся по левой полосе с включённой аварийкой;
- управляющим транспортными средствами, которые не могут развить скорость свыше 40 км/ч.
Учите правила, чтобы, не только получить права, но и став участником дорожного движения, не создавать аварийных ситуаций.