Использование ручного тормоза на авто с АКПП - советы

Ручник, стояночный либо ручной тормоз — все это названия важной детали, имеющейся в каждом авто.

В машине, укомплектованной автоматической коробкой передач, эта деталь необходима для безопасного торможения в различных условиях.

Ручник и режим «Парковка»

В АКПП присутствует режим «Паркинг» или «Парковка», обозначаемый буквой P. Технически он реализован в виде шестерни с крупными зубцами, соединенной с выходным валом.

Также присутствует стальной штырь небольшого размера. Оказавшись между зубцами шестеренки, он стопорит ее. Благодаря этому колеса перестают двигаться, происходит остановка.

Особенность данного штыря заключается в его неприспособленности к высоким нагрузкам.

Любая раскачка машины на местности с уклоном приведет к тому, что он сдвинется или сломается. Автомобиль покатиться вниз.

Ручник устроен по-другому. Его конструкция представлена следующими элементами:

• Рычагом.

• Гибким металлическим тросом.

• Задними тормозными механизмами (колодками).

За счет конструктивных особенностей стояночный тормоз выдерживает большие нагрузки, чем рычаг режима парковки в АКПП. Однако ручник не может полностью заблокировать колеса автомобиля в снаряженном состоянии, если тот стоит на поверхности с уклоном до 16 градусов.

Современные автомобили с автоматической коробкой передач оснащаются ручным тормозом электронного типа. Он называется Electronic Parking Blok (EPB) и имеет вид кнопки, расположенной на панели салона автомобиля.

Данная кнопка необходима для безопасного выполнения различных манипуляций на дороге.

Остановка на дороге с уклоном

Чтобы остановить авто с АКПП, на месте, имеющем уклон, одного режима «Парковка» недостаточно. В дополнение к нему необходимо применить стояночный тормоз и произвести следующие манипуляции:

• Нажать на педаль тормоза.

• Воспользоваться ручником.

• Активировать режим P.

• Отпустить тормозную педаль.

• Выключить двигатель.

При съезде с горки потребуется сначала надавить на тормозную педаль, затем переключиться в режим езды и только после этого воспользоваться ручным тормозом.

Скользкий уклон

Зимой часто приходится парковать машину на поверхности, которая не только имеет уклон, но еще и покрыта льдом. В этом случае блокировки только двух колес бывает недостаточно, чтобы сохранить неподвижное положение машины. Необходимо реализовать схему торможения 4 на 4. С помощью ручника следует заблокировать задние колеса, а с помощью режима P на АКПП — передние. Такой подход гарантировано не позволит машине скатиться вниз.

Аварийная остановка

Если основная система торможения машины с автоматической коробкой передач выйдет из строя, единственным способом остановить авто станет использование стояночного тормоза.

Останавливая автомобиль посредством ручника, необходимо помнить, что он не позволяет дозировать усилия. Чтобы не спровоцировать абсолютную блокировку колес и не оказаться в не поддающемся контролю заносе, следует выполнять все движения максимально плавно, аккуратно, но при этом оперативно.

Тест на работоспособность

Чтобы ручной тормоз без проблем функционировал в любых ситуациях, необходимо следить за его работоспособностью. Проверить, в каком состоянии находится ручник, можно с помощью простого теста. Он включает в себя следующие подготовительные этапы:

• Установку автомобиля на максимально ровной поверхности.

• Подъем ручного тормоза вверх на несколько щелчков (либо нажатие на кнопку EPB).

• Подъем одного заднего колеса посредством домкрата.

Когда подготовительные действия выполнены, нужно попытаться повращать приподнятое колесо. Если ручник исправен, оно останется неподвижным.

Если же колесо начнет крутиться под воздействием небольшой силы, тормоз необходимо заменить.

Подобный тест рекомендуется проводить через каждые 30-40 тыс. км пробега автомобиля.

Возможные проблемы

Случаются моменты, когда даже исправный стояночный тормоз не выполняет свою функцию. Это происходит из-за примерзания или прикипания имеющихся в его конструкции колодок к барабану либо диску. Существует две причины подобной проблемы.

Первая — использование ручника зимой при сильном морозе. Чтобы вернуть тормозу работоспособность, нужно немного подождать прежде, чем трогаться с места, дать механизму оттаять. По возможности рекомендуется не пользоваться ручником, если на улице очень холодно.

Иногда проблема с работой стояночного тормоза имеет место, если машина была помыта или долгое время стояла в воде (в луже). Чтобы устранить неисправность, следует совершить несколько интенсивных торможений одним из способов:

• За счет тормозной педали.

• За счет ручника (важно не довести ситуацию до блокировки колес).

Такой вариант «реанимирования» стояночного тормоза подходит только для автомобиля, в котором предусмотрен тросовый привод.

Статья подготовлена специалистами автосервиса «Центр АКПП»

Ремонтируем АКПП, вариаторы, Powershift, DSG.

Заходите на наш сайт и задавайте вопросы

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. АО "Моторавто" ИНН 4345081311. ОГРН 1044316531170. erid: 2SDnjdzkhRk
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn