22 августа, в День Государственного флага Российской Федерации, в региональном правительстве прошло ежегодное областное педагогическое совещание – одно из ключевых событий в профессиональном сообществе.
Приветствуя участников, губернатор Кировской области Александр Соколов отметил:
У нас во всех школах работают энтузиасты, мастера своего дела, настоящие патриоты. Низкий вам за это поклон.
Глава региона напомнил:
Система образования всегда была и остается основным локомотивом социально-экономического развития региона, поскольку именно учебные заведения готовят к взрослой жизни новые поколения молодежи, которая затем вступает в производственно-трудовые отношения.
Александр Валентинович акцентировал внимание на актуальных проблемах, решение которых должно начинаться со школьной скамьи.
Одной из ключевых задач достижения национальной цели развития нашей страны является охват профессиональной ориентацией 100 процентов обучающихся. К сожалению, наши дети плохо представляют, как устроены различные виды производства, - констатировал Александр Соколов, призвав активнее знакомить школьников с предприятиями Кировской области, а также учебными заведениями, осуществляющими соответствующую профессиональную подготовку.
Губернатор поднял вопросы закрепления молодежи в регионе, важности пропаганды семьи как базовой ценности российского общества. Он также сообщил о текущем этапе участия области в конкурсном отборе по созданию кампуса мирового уровня в городе Кирове.
О подготовке педагогических кадров для региона рассказал ректор ВятГУ Валентин Пугач.
Государственная политика в области подготовки педагогических кадров для системы образования в Российской Федерации представлена в Концепции подготовки педагогических кадров. Вятский государственный университет активно включился в работу по реализации данной Концепции, - подчеркнул он.
К числу механизмов реализации государственной политики РФ в области подготовки педагогических кадров относятся обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей; совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров; внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи.
В ВятГУ применены единые подходы к подготовке педагогов в соответствии с «Ядром высшего педагогического образования». Валентин Пугач особо отметил: на практическую подготовку студентов отводится целый год из пяти лет обучения. С 2022 года в университете создан единый центр ответственности и реализации программ подготовки педагогов – педагогический институт.
На повышение качества подготовки педагогических кадров в ВятГУ направлено внедрение функционального портрета педагога.
Директор школы, принимая на работу нашего выпускника, наряду с дипломом, получит паспорт компетенций молодого педагога. В нем отражен уровень владения нашим выпускником практическими умениями в соответствии с профессиональными задачами, - пояснил Валентин Николаевич.
Для обеспечения региона педагогическими кадрами на перспективу, заметил ректор, важно вести работу на старте непрерывного педагогического образования посредством сопровождения педагогически одаренной молодежи. Формировать у школьников устойчивый интерес к профессии педагога позволяют психолого-педагогические классы.
Валентин Пугач сообщил об особенностях приемной кампании-2024. В этом году на педагогическое направление подготовки было выделено 332 бюджетных места. Среди абитуриентов, выбравших профессию педагога, 21 процент составили выпускники из города Кирова, 53 процента – из районов Кировской области, 26 процентов – из других регионов России.
В выступлении ректора были отмечены некоторые результаты реализации в Вятском государственном университете новой модели педагогического образования. Напомним, что эта модель предусматривает получение педобразования с двумя профилями подготовки. При этом студентам предоставляется уникальная возможность выбора профилей в различных, подчас непривычных, комбинациях.
Дисциплинарное самоопределение первокурсников во многом зависит от руководителей образовательных программ – методистов по предметам, погружающих подопечных в учительскую профессию. Высокий профессионализм методистов-предметников, их усилия по продвижению своих дисциплин позволили существенно повысить число желающих выбрать профили, традиционно (и незаслуженно) считавшиеся менее популярными. Это, например, "физика", "химия", "технология". Между тем, потребность в учителях по соответствующим предметам чрезвычайно высока; студенты, отдавшие им предпочтение, имеют хорошие перспективы. Таким образом, новая модель педобразования уже демонстрирует свои преимущества.
Завершая выступление, Валентин Пугач озвучил ряд предложений. Это дальнейшее открытие психолого-педагогических классов с охватом всех районов Кировской области; усиление мер поддержки поступающих по целевой квоте для мотивации к заключению целевых договоров; установление мер поощрения учителям области, ориентирующим школьников на выбор педагогической профессии; разработка мер закрепления в области студентов-педагогов, в том числе из других регионов России; усиление мер поощрения школ, стимулирующих выпускников к закреплению в регионе.