С момента начала «мусорной реформы» прошло 5,5 месяцев. За это время сотни жителей Кировской области оказались в ситуации, когда качество услуг по вывозу ТКО упало, или вовсе перестало оказываться.
Действующее законодательство позволяет получить в подобных случаях перерасчет платы. Но на деле, как подтвердила проверка кировских активистов ОНФ, люди оказываются бессильными перед лицом бюрократической машины.
Один из таких примеров – поселок Затон в заречной части Котельнича, где в марте после закрытия ледовой переправы мусор перестали вывозить.
Мы уже писали, что вокруг контейнерных площадок образовались огромные свалки.
Активисты ОНФ также обратили на них внимание, обратившись к органам власти с просьбой продумать цивилизованный способ накопления отходов в те периоды, когда с поселком нет транспортного сообщения. Одним из выходов ситуации мог стать вывоз мусора с подтопляемой территории при помощи парома.
Хоть услуга по вывозу мусора фактически не оказывается, жителям продолжают приходить квитанции. К примеру, семья из 4 человек вынуждена платить около 460 рублей в месяц. Хотя по нормативу в холодное время года мусор должен вывозиться не реже 1 раза в трое суток, в теплое время – раз в сутки. Допустимая задержка – не более 72 часов в месяц.
Активисты ОНФ решили пройти путь рядового жителя Затона и попробовать вернуть деньги за неоказанную услугу.
- Общественники обратились на горячую линию. Диспетчер объяснила, что перерасчет сделают, если регоператор предоставит подтверждение, что услуга не оказывается.
- По телефону круглосуточной горячей линии регоператора ответили, что не занимаются ни вопросами вывоза мусора в Затоне, ни вопросами перерасчета, и дали телефон одного из перевозчиков.
- Перевозчик признал, что перерасчета можно добиться, если местная администрация направит регоператору письмо о том, что мусор не вывозится.
- Получить подтверждение этой информации от представителей регоператора не удалось. Ни по одному из номеров офиса не брали трубки.
Ранее в ответ на официальный письменный запрос ОНФ регоператор советовал за перерасчетом обращаться в компанию с заявлением и подтверждающими документами.
Как они должны выглядеть, и кто их должен выдавать, регоператор ответить не смог. Круг замкнулся. При этом прокуратура может вступиться за жителей только в том случае, если заявитель уже получил официальный отказ регоператора в перерасчете, но чтобы добиться такой официальной бумаги, нужно потратить массу времени и нервов без гарантии на успех, - сообщили в ОНФ.
За несколько месяцев в ОНФ поступили десятки жалоб от жителей районов области и частного сектора Кирова, которые оказались в аналогичной ситуации и тоже не смогли добиться перерасчета. Чаще всего операторы горячих линий посылают людей за подтверждением факта некачественного оказания услуги в муниципалитеты. Но чиновники выдавать такие справки отказываются по причине отсутствия соответствующих полномочий.
Жители оказались заложниками ситуации. Не оплачивать квитанции они не могут – накопят долги и лишатся льгот. А доказать, что услуга не оказана или оказана некачественно, им не дают. По закону производить перерасчет платы обязан ее исполнитель. Таким образом, регоператор должен разбираться с проблемой перерасчетов самостоятельно, а не «отфутболивать» людей в другие инстанции. Профильное министерство, регоператор и органы местного самоуправления должны обеспечить реально работающий и простой механизм перерасчета. Мы со своей стороны обратились в региональное правительство с просьбой собрать всех участников этого процесса за одним столом и наладить этот механизм, - рассказала эксперт тематической площадки ОНФ «Экология» Алена Чеснокова.